Главная >> Исторические заметки >> Статьи >> Обучение иностранным языкам в российских гимназиях XVIII века
Обучение иностранным языкам в российских гимназиях XVIII века

Обучение иностранным языкам в российских гимназиях XVIII векаИзучение иностранных языков в российских гимназиях было связано с культурной историей нашей страны. Одним из первоначальных аспектов стремления к познанию иностранного языка было связано с переводом священных книг и писаний, что входило в сферу религии. Вплоть до петровских реформ систематического обучения иностранным языкам не было.
К началу XVIII века международное значение и культурное развитие России значительно выросло и укрепилось, так как впереди нашу страну ждала эпоха Просвещения, а взошедший на престол Петр I ускорил этот процесс реформами в культуре, науке и технике.


В период правления Петра I у России появились серьезные связи с многими европейскими, а так же азиатскими государствами, а потому для ведения переговоров или заключения каких-либо сделок потребовалось изучение различных иностранных языков.
Петровские реформы затем продолжила Екатерина I. В годы её правления достаточно существенно ощутилась надобность развития науки и культуры в национальных масштабах, а для этого требовалось открытие общеобразовательных учреждений.
Одним из важнейших событий этого времени стало открытие, в 1725 году, Академии наук в Петербурге. На базе Академии были организованы 2 учебных заведения - гимназия и университет, в которых изучение наук преподавали специально приглашенные специалисты из дружественных зарубежных стран. В 1727 году был создан народный указ Академии наук. В нём говорилось о начале процесса преподавания иностранных языков в каждом классе гимназии и университета, вне зависимости от уклона обучения.
В 1755 году в Москве, при непосредственном участии Ломоносова, так же был открыт университет, на базе которого были основаны 2 гимназии. Гимназии были разделены. Одна для разночинцев, а другая для дворян. Гимназия для дворян просуществовала вплоть до 1812 года. В ней преподавались различные науки пристойные шляхетству, но основной упор делался на изучение иностранных языков, так что если какому-либо дворянину требовалось изучить даже китайский язык в Москве, то он мог смело отправляться в гимназию при Академии наук.

Кстати в наше время обучением китайскому языку занимаются на ресурсе intelligentplus.ru
Многие ученики университета и гимназии в те времена отмечали, что изначально в образовательном процессе были заметны характерные недостатки, но уже к 1759 году университет достаточно "окреп" в учебном плане и к концу XVIII века его состав насчитывал около 150 человек.
В последствии на основе полученных знаний в организации процесса обучения московским университетом, в 1758 году, в Казани была открыта гимназия. На протяжении следующих 30 лет, университет Москвы обеспечивал казанскую гимназию не только учебниками и оборудованием, но и преподавателями.
В заключение хотелось бы отметить тот факт, что в российских гимназиях XVIII века, иностранные языки изучались по принципу дословного перевода - с родного на иностранный язык и обратно, а представители переводно-грамматического направления считали, что изучение иностранных языков в средних учебных заведениях должно основываться на развитии логики мышления и грамматике, что давало возможность художественного перевода.

 

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Кто на сайте

Сейчас на сайте находятся:
 135 гостей 

Поиск по сайту

Новое о "Челюскин"

О. Шмидт – Арктика.

Полярный поход парохода "Челюскин" 1933/34 года привлек благодаря своей особой судьбе внимание многих миллионов. Эта...

О. Шмидт - Советская работа в Арктике.

Пользуясь лучшими достижениями международной науки, советские исследователи совершенно по-новому поставили задачу овладения Арктикой. Они ввели...

О. Шмидт - О «Челюскин».

В 1933 году было решено повторить поход "Сибирякова" - вновь выйти для сквозного прохода Северным...

О. Шмидт - Состав экспедиции и команды парохода «Челюскин».

Подбор людей - важнейшая часть организации любого дела. Особенно это относится к экспедициям, в которых...

О. Шмидт - Переход. Ленинград - Копенгаген – Мурманск.

Переход до Мурманска конечно не является экспедиционным плаванием, но для нас он имел тогда существенное...

О. Шмидт - Мурманск - мыс Челюскин.

В этой статье мы не будем касаться подробностей плавания, которые с навигационной стороны освещены в...

О. Шмидт - Море Лаптевых и Восточносибирское.

Первая половина нашего пути заканчивалась у мыса Челюскина. Она прошла очень трудно. Что нас ждет впереди,...

О. Шмидт - Колючинская губа.

От мыса Северного "Челюскин" шел уже девяти-десятибалльным льдом, т.е. льдом, покрывавшим от 90 до 100...

О. Шмидт - Берингов пролив.

Дрейф кружил наш пароход. Несколько раз мы проносились мимо мыса Сердце-Камень и снова отодвигались назад...

О. Шмидт - Зимовка.

"Литке" ушел. И все же мы еще не знали наверное, зазимуем мы или нет. Ветер...

О. Шмидт - На льдине.

13 февраля сильное сжатие прошло через место стоянки парохода, и "Челюскин" затонул на 68° северной...

О. Шмидт – Итоги экспедиции «Челюскин».

"Челюскин" не вышел в Тихий океан, а погиб, раздавленный льдами. Тем не менее проход до...

Новое по мировой истории

Масленица - история и традиции

Масленица - история и традиции

Масленица – один из немногих языческих праздников сохранившихся после принятия...

Разрушительные стихии над Европой в начале XXI века

Разрушительные стихии над Европой в начале XXI века

Ранее считалось, что стихийные бедствия, происходящие на земле, имеют исключительно...

Иштван I

Иштван I

В 973 году правитель Венгрии, князь Геза, отправил к германскому...

Великий поход Мао Цзэдуна

Льстивая пропаганда не скупилась для своего вождя на хвалебные эпитеты:...

Местное управление в России XVII века

Местное управление в России XVII века

По сравнению с центральным местное управление имело более сложную структуру....

Приказы в России XVII века

Приказы в России XVII века

Центральное управление осуществляли приказы (общегосударственные, дворцовые,...

Состав Думы в России XVII века

Состав Думы в России XVII века

Члены Думы, являясь советниками царя по вопросам законодательства, и сами...

Боярская дума и характер законотворческой деятельности в России XVII века…

Боярская дума и характер законотворческой деятельности в России XVII века

В правление царя Алексея Михайловича система государственного управления, формировавшаяся с...

Приказная система управления в России XVII века в оценке историков

Приказная система управления в России XVII века в оценке историков

Оценка историками сложившейся к концу XVII в. системы управления, прежде...

Преемственность двух эпох

Преемственность двух эпох

Начиная с работ Г.Ф. Миллера, в исторической науке утвердился взгляд...

  • Cheluskin_vo_ldah_1.jpg
  • fig_2.jpg
  • fig_1.jpg
  • esche_Lena.jpg
  • Cheluskin_otplytie_iz_Leningrada.jpg
  • lager_SHmidta.jpg
  • Stroitelstvo_Cheliuskin(Lena).jpg
  • Cheluskin_vo_ldah_2.jpg
  • photo.jpg
  • 135.jpg