Главная >> Исторические заметки >> Статьи >> Георафическое расширение торговых маршрутов между Европой, Америкой и Азией в XII-XIII вв.
Георафическое расширение торговых маршрутов между Европой, Америкой и Азией в XII-XIII вв.
Георафическое расширение торговых маршрутов  между Европой, Америкой и Азией в XII-XIII вв.В XVII - XVIII вв. европейская заморская торговля переживала бурный подъем и приобрела поистине мировые масштабы. К началу XVIII в. европейцам была уже известна - с точки зрения расположения континентов и их конфигурации - большая часть поверхности Земли (по сравнению с 1/5 в начале XVI в.), что сказалось на географии торговли. Произошли большие изменения в направлении основных торговых потоков, в структуре, методах и организации торговли. Веками основной товар, ввозившийся с Востока в Европу - специи (перец, мускатный орех, гвоздика, имбирь), - доставлялся сухопутным путем из Азии к южному побережью Средиземного моря, откуда монополизировавшие торговлю пряностями (а также шелком) венецианские и генуэзские купцы переправляли специи в Европу. К XVII в. эта торговля пришла в полный упадок, так как открылась возможность получать пряности морским путем по более низкой цене и в большем объеме. Главные торговые пути переместились на Атлантический и Тихий океаны, а Средиземное море оказалось на окраине внезапно расширившегося мира. До Великих географических открытий торговые маршруты по Балтике и Средиземному морю не превышали 2 - 3 тыс. км, теперь же обычными стали грузовые перевозки на 6—8 тыс. км между Европой и Америкой, а протяженность океанских торговых путей на Филиппины, в Индию, Китай и Японию достигала 20-30 тыс. км. Преобладающая часть торгового оборота приходилась на о-ва Карибского моря, Южную и Северную Америку. Именно связи с американским материком в наибольшей степени обусловили увеличение объема и расширение ассортимента внешней торговли стран Западной Европы. Во второй половине XVIII в. употребление специй и спрос на них стали сокращаться, тогда как возраставшие объемы кофе, сахара, какао, кукурузы, тропических фруктов, табака завозились в Европу и постепенно входили в массовое употребление. По мере увеличения спроса на эти продукты росло их производство на плантациях, которые европейцы заводили на Азорских, Канарских и Антильских о-вах (особенно на Кубе, Гаити, Пуэрто-Рико, Мадейре, Ямайке). Голландские купцы способствовали устройству кофейных плантаций на о. Ява.
Расширение торговли с Америкой и Азией сказалось на рационе питания европейцев. С конца XVII в. кофе вошел в массовое употребление в Англии, Германии, а затем во Франции, Голландии и других странах. То же, хотя и в более скромных размерах, происходило с какао. Впервые в Европе заведение, в котором подавался напиток из кофе, открылось в Венеции в 1640 г., в Лондоне первая кофейня появилась в 1653 г., а к концу XVIII в. здесь их насчитывалось уже до тысячи. Быстрое распространение кофе и какао в этот период запечатлено даже в произведениях искусства (в музыке - «Кофейная кантата» И. С. Баха, в живописи - картина «Шоколадница» художника Ж.Э. Лиотара). На рынке г. Амстердама кофе появился на рубеже 16601770-х гг., составив 0,05 % всех продаж, а спустя столетие его доля поднялась до 23 %. До середины XVII в. чай почти не был известен в Европе и стоил очень дорого. В XVIII в. голландские купцы резко увеличили его поставки в Европу: в 1715 г. было продано 48,4 тыс. кг, а в 1750 г. 600 тыс. кг чая. В результате цены на чай снизились почти наполовину, он стал дешевле пива и превратился в обычную часть пищевого рациона многих европейцев. Еще одним новшеством XVII—XVIII вв. был сахар. В XVI в. в Англии при Генрихе VIII Тюдоре его подавали как изысканное лакомство к королевскому столу, а медики одно время прописывали сахар как лекарство, и поэтому его продавали в аптеках. В XVII —XVIII вв. из редкого и дорогостоящего вещества сахар превратился в один из наиболее потребляемых пищевых продуктов. В ряде европейских стран производство разных видов сахара превратилось в особую промышленную отрасль; кроме того, сахарное сырье начали применять в производстве спирта. Наконец, XVII —XVIII вв. стали периодом победного шествия по странам Европы завезенного из Америки табака, употребление которого вошло в привычку сначала среди горожан, а затем и у всего населения.
До середины XVII в. во внешней торговле европейских государств, как в самой Европе, так и за ее пределами, господствовала Голландия, обладавшая огромным по тем временам флотом и наиболее совершенными судами. Успех голландцев был обусловлен также тем, что, прекрасно изучив рынки в Европе и на других материках, они развернули комбинированную торговлю, перевозя из порта в порт и из страны в страну товары, пользовавшиеся спросом. Голландцы широко практиковали посредническую (комиссионную) торговлю, доставляя грузы для заказчиков из разных европейских стран за относительно невысокую плату, так как эксплуатация судов с немногочисленными, но хорошо обученными экипажами (к тому же неприхотливыми в еде) обходилась голландским судовладельцам дешевле, чем в других странах.
Первый удар по голландской торговой гегемонии нанесла Англия: Навигационный акт 1651 г. разрешал ввоз товаров из ее колоний только на английских судах, что стимулировало рост морских перевозок и судостроения. Во второй половине XVII в. голландская торговая экспансия встретила препятствия и во Франции, где значительно увеличился торговый флот, постепенно вытеснивший голландский в вывозе из Франции. К середине XVIII в. английский торговый флот превзошел голландский по количеству кораблей, их грузоподъемности и мореходным качествам. Во второй половине века англичане захватили первенство в атлантической работорговле, ранее принадлежавшее голландцам. Англии удалось одолеть и другого торгового колониального конкурента - Францию.
Английские купцы переняли некоторые методы голландцев, в частности стали активно практиковать реэкспорт товаров, поступавших с Востока (например, наладили широкий сбыт индийских хлопчатобумажных тканей в Африке и Европе, чая - в Северной Америке). Однако другой особенностью английской внешней торговли было увеличение в ней доли английских промышленных изделий: в течение XVIII в. их производство для экспорта, выросло в 4-5 раз. Крупнейшим центром сбыта английского сукна в Европе стал г. Гамбург, где обосновались английские купцы.
Европейская торговля со странами Азии по своему характеру значительно отличалась от торговли с Америкой и Африкой. До конца XVIII - начала XIX в. по качеству и стоимости тканей (прежде всего хлопчатобумажных), посуды, металлических изделий Европа уступала Индии и Китаю, поэтому изделия европейской промышленности не находили здесь спроса. Традиционным предметом европейского вывоза в эти страны (еще с XIV—XV вв.) были золото и серебро, которые обменивались на местные хлопчатобумажные и шелковые ткани, фарфор, ювелирные украшения, пряности и экзотические фрукты. Торговля со странами Азии получила новый толчок после того, как в результате захвата испанцами и португальцами Южной Америки в Европу хлынул поток золота и серебра.
В XVII-XVIII вв. основная часть этих драгоценных металлов оседала в более развитых странах - Голландии, Англии и Франции, где испанцы и португальцы покупали различные товары и оружие. Голландцы, приобретавшие серебро также в Иране, Японии и на Филиппинах, увеличили его вывоз в Китай и Индию более чем в 5 раз по сравнению с серединой XVII в. Англия вывозила в первой половине XVIII в. золота и серебра вдвое больше, чем вXVII в., оплачивая ими 80% всего импорта из Азии, по стоимости намного превосходившего экспорт английских товаров. Однако эту разницу английским купцам удавалось покрывать за счет доходов от перепродажи восточных юваров в другие страны. В целом торговля с Азией по своим масштабам намного уступала торговле с Америкой, хогя и постоянно росла. В 1785 г. стоимость вывоза товаров в Европу только из испанской Америки достигла 6,5 млн. фунтов ст., а из Индии - 1,3 млн. В европейской заморской торговле в XVII-XVIII вв. особую роль играли торговые акционерные компании, возникшие в Голландии, Англии, Франции, Швеции, Пруссии, Дании и даже в монархии Габсбургов и пользовавшиеся государственной поддержкой. Наиболее мощными были голландская и английская Ост-индские компании, получившие от своих правительств право монопольной торговли со странами Востока.
Характерная черта европейской мировой экспансии того времени - нераздельность торговли и колониальных захватов - отчетливо проявлялась в действиях этих компаний: они представляли собой также военно-политические организации, осуществлявшие захваты территорий и их колониальную эксплуатацию. Ост-индские компании заложили основу голландского (в Индонезии) и английского (в Индии) колониального господства; принадлежавшие им обширные территории во второй половине XVIII в. перешли под управление правительств.
 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Кто на сайте

Сейчас на сайте находятся:
 157 гостей 

Поиск по сайту

Новое о "Челюскин"

О. Шмидт – Арктика.

Полярный поход парохода "Челюскин" 1933/34 года привлек благодаря своей особой судьбе внимание многих миллионов. Эта...

О. Шмидт - Советская работа в Арктике.

Пользуясь лучшими достижениями международной науки, советские исследователи совершенно по-новому поставили задачу овладения Арктикой. Они ввели...

О. Шмидт - О «Челюскин».

В 1933 году было решено повторить поход "Сибирякова" - вновь выйти для сквозного прохода Северным...

О. Шмидт - Состав экспедиции и команды парохода «Челюскин».

Подбор людей - важнейшая часть организации любого дела. Особенно это относится к экспедициям, в которых...

О. Шмидт - Переход. Ленинград - Копенгаген – Мурманск.

Переход до Мурманска конечно не является экспедиционным плаванием, но для нас он имел тогда существенное...

О. Шмидт - Мурманск - мыс Челюскин.

В этой статье мы не будем касаться подробностей плавания, которые с навигационной стороны освещены в...

О. Шмидт - Море Лаптевых и Восточносибирское.

Первая половина нашего пути заканчивалась у мыса Челюскина. Она прошла очень трудно. Что нас ждет впереди,...

О. Шмидт - Колючинская губа.

От мыса Северного "Челюскин" шел уже девяти-десятибалльным льдом, т.е. льдом, покрывавшим от 90 до 100...

О. Шмидт - Берингов пролив.

Дрейф кружил наш пароход. Несколько раз мы проносились мимо мыса Сердце-Камень и снова отодвигались назад...

О. Шмидт - Зимовка.

"Литке" ушел. И все же мы еще не знали наверное, зазимуем мы или нет. Ветер...

О. Шмидт - На льдине.

13 февраля сильное сжатие прошло через место стоянки парохода, и "Челюскин" затонул на 68° северной...

О. Шмидт – Итоги экспедиции «Челюскин».

"Челюскин" не вышел в Тихий океан, а погиб, раздавленный льдами. Тем не менее проход до...

Новое по мировой истории

Масленица - история и традиции

Масленица - история и традиции

Масленица – один из немногих языческих праздников сохранившихся после принятия...

Разрушительные стихии над Европой в начале XXI века

Разрушительные стихии над Европой в начале XXI века

Ранее считалось, что стихийные бедствия, происходящие на земле, имеют исключительно...

Иштван I

Иштван I

В 973 году правитель Венгрии, князь Геза, отправил к германскому...

Великий поход Мао Цзэдуна

Льстивая пропаганда не скупилась для своего вождя на хвалебные эпитеты:...

Местное управление в России XVII века

Местное управление в России XVII века

По сравнению с центральным местное управление имело более сложную структуру....

Приказы в России XVII века

Приказы в России XVII века

Центральное управление осуществляли приказы (общегосударственные, дворцовые,...

Состав Думы в России XVII века

Состав Думы в России XVII века

Члены Думы, являясь советниками царя по вопросам законодательства, и сами...

Боярская дума и характер законотворческой деятельности в России XVII века…

Боярская дума и характер законотворческой деятельности в России XVII века

В правление царя Алексея Михайловича система государственного управления, формировавшаяся с...

Приказная система управления в России XVII века в оценке историков

Приказная система управления в России XVII века в оценке историков

Оценка историками сложившейся к концу XVII в. системы управления, прежде...

Преемственность двух эпох

Преемственность двух эпох

Начиная с работ Г.Ф. Миллера, в исторической науке утвердился взгляд...

  • 135.jpg
  • Cheluskin_otplytie_iz_Leningrada.jpg
  • Cheluskin_vo_ldah_2.jpg
  • Stroitelstvo_Cheliuskin(Lena).jpg
  • fig_1.jpg
  • photo.jpg
  • fig_2.jpg
  • esche_Lena.jpg
  • lager_SHmidta.jpg
  • Cheluskin_vo_ldah_1.jpg