Главная >> История Европы >> XVII начало XVIII вв >> Развитие системы дорог в Европе XII-XIII вв.
Развитие системы дорог в Европе XII-XIII вв.
Развитие дорог в Европе XII-XIII вековВ XVII —  XVIII вв. в ряде европейских стран был достигнут определенный прогресс в средствах транспорта. Расширение сети дорог и их усовершенствование диктовалось прежде всего хозяйственными причинами: умножением рыночных связей, необходимостью снабжения растущего городского населения продовольствием в большем объеме, в частности стремлением обеспечить вывоз хлеба из внутренних районов (как это было во Франции). В то же время потребность в более надежных путях сообщения обусловливалась и военными нуждами: требовалось быстрое передвижение армий с их громоздкими обозами и тяжелой артиллерией. Различные повозки и экипажи на конной тяге оставались главным транспортным средством. Новшество в их конструкции свелось к употреблению более крупных колес, пружинных рессор и металлических спиц и конечно транспортным средствам было далеко до современного jaguara, но все же это были не телеги на деревяных колесах. Началось строительство дорог с твердым покрытием: применение щебня позволяло плотно укатывать дорожное полотно, делать его более ровным, что облегчало езду. Покрытию придавали выпуклую форму, чтобы обеспечить сток воды, а для ее отвода вдоль дорог прорывали дренажные канавы. В холмистой и горной местности устраивали приспособления для предотвращения оползней, дороги спрямляли. При строительстве мостов применяли новые способы низведения опор и более прочные материалы, а в самом конце XVIII в. в Англии возвели первый железный мост.
Большое внимание дорожному строительству уделялось во Франции и Англии. Во второй половине XVII — XVIII в. королевская власть во Франции расходовала большие суммы на строительство и ремонт дорог. К концу 1780-х гг. протяженность больших государственных дорог достигла 40 тыс. км. Однако состояние дорог местного значения, особенно в глубинных районах, было плохим. До конца века во Франции оставалась дорожная повинность, пожолявшая использовать бесплатный труд крестьян. В Англии же юрожное строительство вели частные предприниматели: возникли особые дорожные компании, получавшие монополию на строительство новых дорог, их ремонт и содержание, что положительно сказалось на качестве дорог. В этой стране были сделаны первые попытки создания рельсовых дорог: от шахт прокладывали обитые железом деревянные брусья, по которым на тележках перевозили добытый уголь. В результате развития дорожного строительства появились дороги, пригодные к использованию в любое время года, однако их было мало; состояние большинства дорог по-прежнему во многом зависело от погодных условий. Произошло увеличение объема и некоторое ускорение перевозок, но это касалось преимущественно легких грузов и людей. Во Франции и Англии (и несколько позже в других странах) распространилось регулярное движение дилижансов между столицами и крупными городами. Почтовое сообщение, возникшее еще в XVI в. по инициативе частных лиц (прежде всего купцов), перешло в руки государства и значительно расширилось. К середине XVIII в. в больших городах Франции и Англии почта отправлялась уже ежедневно. Во многих странах возникла сеть станций (их называли «почтовыми»), где каждый мог получить для поездки лошадей и экипаж.
Значительные успехи были достигнуты в развитии морского (океанского) судоходства. Постоянно совершенствовались конструкции морских судов, увеличивались их размеры. Суда грузоподъемностью в 500 т до начала Нового времени были редкостью, а в XVII в. стали обычным явлением. Одновременно строились суда водоизмещением 700,900. 1 000 т и более, хотя все еще преобладали суда грузоподъемностью в 100—300 т. С помощью компаса, астролябии, секстанта и других инструментов стало возможным быстро определять местоположение корабля. Новое парусное оснащение позволяло использовать ветер разных направлений, средняя скорость мореплавания (при попутном ветре) удвоилась. Это сказалось на продолжительности морских перевозок: время плавания в XVIII в. из Англии в Северную Америку через Атлантический океан сократилось с 10 до 5 — 6 недель, а стоимость перевозки пассажиров уменьшилась вдвое. В XVII в. первенство в судостроении принадлежало голландцам (грузоподъемность их флота за столетие выросла с 200 тыс. тонн до 600 тыс. тонн), в XVIII в. бесспорным лидером стала Англия: тоннаж ее торгового флота увеличился с 95 тыс. тонн в 1663 г. до примерно 1 млн тонн к концу века.
Развитие европейской морской торговли отразилось на характере портовых сооружений. Строились более широкие и длинные причалы, а появление крупнотоннажных кораблей вынуждало углублять дно портовых акваторий и защищать их от наносов почвы, если порт располагался вблизи речного устья. Появились первые большие плавучие землечерпалки, а в порту Шербура во Франции в конце XVI11 в. началось строительство первого крупного волнолома. В Голландии и Англии с их разветвленной речной системой водный транспорт играл особую роль. В XVII — XVIII вв. реки здесь все больше использовались для хозяйственных нужд. В Англии, начиная с XVII в., шла неустанная работа по расширению речного судоходства. Чтобы обеспечить транспортировку тяжелых грузов (каменного угля, строительных материалов, железа), углублялись и расчищались русла рек, строились многочисленные шлюзы. Во второй половине XVIII в. развернулось строительство каналов, благодаря которым многие промышленно развитые города центральной Англии получили выход к морю. Грузовые перевозки по рекам и каналам обходились в несколько раз дешевле, чем по дорогам. Каналами стали соединять также судоходные реки, в результате чего внутренними водными путями оказалось связано множество городов и селений, удаленных друг от друга на десятки и даже сотни километров. Речное судоходство во Франции и в германских землях осложнялось (помимо множества таможенных застав) существованием гильдий (цехов) лодочников, которым принадлежала монополия перевозок на определенных участках рек, вследствие чего грузы приходилось иногда несколько раз перекладывать с барок одних гильдий на барки других, что удорожало и замедляло доставку товаров. И все же доставка по рекам обходилась дешевле, чем сухопутная, и это также побуждало к строительству каналов: их протяженность в XVII — XVIII вв. выросла во Франции со 150 до 1 ООО км, в Пруссии с 530 до почти I 300 км.
В Англии, как ни в одной другой европейской стране, получило развитие каботажное судоходство, т.е. морские перевозки вдоль побережья: основной частью английского флота в XVIII в. были именно каботажные суда. Каботажное судоходство полностью доминировало также в торговле английских колоний в Северной Америке, а затем длительное время и в США.
Развитие и сочетание столь разнообразных видов транспорта в Англии стало одной из необходимых предпосылок начавшейся в последние десятилетия XVIII в. Промышленной революции.
 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Кто на сайте

Сейчас на сайте находятся:
 124 гостей 

Поиск по сайту

Новое о "Челюскин"

О. Шмидт – Арктика.

Полярный поход парохода "Челюскин" 1933/34 года привлек благодаря своей особой судьбе внимание многих миллионов. Эта...

О. Шмидт - Советская работа в Арктике.

Пользуясь лучшими достижениями международной науки, советские исследователи совершенно по-новому поставили задачу овладения Арктикой. Они ввели...

О. Шмидт - О «Челюскин».

В 1933 году было решено повторить поход "Сибирякова" - вновь выйти для сквозного прохода Северным...

О. Шмидт - Состав экспедиции и команды парохода «Челюскин».

Подбор людей - важнейшая часть организации любого дела. Особенно это относится к экспедициям, в которых...

О. Шмидт - Переход. Ленинград - Копенгаген – Мурманск.

Переход до Мурманска конечно не является экспедиционным плаванием, но для нас он имел тогда существенное...

О. Шмидт - Мурманск - мыс Челюскин.

В этой статье мы не будем касаться подробностей плавания, которые с навигационной стороны освещены в...

О. Шмидт - Море Лаптевых и Восточносибирское.

Первая половина нашего пути заканчивалась у мыса Челюскина. Она прошла очень трудно. Что нас ждет впереди,...

О. Шмидт - Колючинская губа.

От мыса Северного "Челюскин" шел уже девяти-десятибалльным льдом, т.е. льдом, покрывавшим от 90 до 100...

О. Шмидт - Берингов пролив.

Дрейф кружил наш пароход. Несколько раз мы проносились мимо мыса Сердце-Камень и снова отодвигались назад...

О. Шмидт - Зимовка.

"Литке" ушел. И все же мы еще не знали наверное, зазимуем мы или нет. Ветер...

О. Шмидт - На льдине.

13 февраля сильное сжатие прошло через место стоянки парохода, и "Челюскин" затонул на 68° северной...

О. Шмидт – Итоги экспедиции «Челюскин».

"Челюскин" не вышел в Тихий океан, а погиб, раздавленный льдами. Тем не менее проход до...

Новое по мировой истории

Масленица - история и традиции

Масленица - история и традиции

Масленица – один из немногих языческих праздников сохранившихся после принятия...

Разрушительные стихии над Европой в начале XXI века

Разрушительные стихии над Европой в начале XXI века

Ранее считалось, что стихийные бедствия, происходящие на земле, имеют исключительно...

Иштван I

Иштван I

В 973 году правитель Венгрии, князь Геза, отправил к германскому...

Великий поход Мао Цзэдуна

Льстивая пропаганда не скупилась для своего вождя на хвалебные эпитеты:...

Местное управление в России XVII века

Местное управление в России XVII века

По сравнению с центральным местное управление имело более сложную структуру....

Приказы в России XVII века

Приказы в России XVII века

Центральное управление осуществляли приказы (общегосударственные, дворцовые,...

Состав Думы в России XVII века

Состав Думы в России XVII века

Члены Думы, являясь советниками царя по вопросам законодательства, и сами...

Боярская дума и характер законотворческой деятельности в России XVII века…

Боярская дума и характер законотворческой деятельности в России XVII века

В правление царя Алексея Михайловича система государственного управления, формировавшаяся с...

Приказная система управления в России XVII века в оценке историков

Приказная система управления в России XVII века в оценке историков

Оценка историками сложившейся к концу XVII в. системы управления, прежде...

Преемственность двух эпох

Преемственность двух эпох

Начиная с работ Г.Ф. Миллера, в исторической науке утвердился взгляд...

  • 135.jpg
  • lager_SHmidta.jpg
  • esche_Lena.jpg
  • Cheluskin_vo_ldah_1.jpg
  • Stroitelstvo_Cheliuskin(Lena).jpg
  • Cheluskin_otplytie_iz_Leningrada.jpg
  • fig_1.jpg
  • fig_2.jpg
  • photo.jpg
  • Cheluskin_vo_ldah_2.jpg