Главная >> История России >> XVII начало XVIII вв >> Церковь и цари - борьба за власть
Церковь и цари - борьба за власть

Раскол русской церкви. Патриарх Никон в 1652 годуНикита Минов (1605-1681) родился в простой крестьянской семье. Ему пришлось терпеть много зла от недоброй мачехи и в следствии чего ему пришлось тайно бежать в Макарьевский Желтоводский монастырь. Позднее Никита монастырь оставил, так как женился и стал священником на селе. В скором времени случилось несчастье - все дети молодого священника умерли. Посчитав, что это некое знамение с небес - ему удалось уговорить жену постричься в монахини. Затем он и сам принял постригся в монахи в Анзерском скиту. Долго его монашество не продолжилось, так как он серьезно поругался с настоятелем, после чего Никон бежал из монастыря. В Кожеозерском монастыре ему повезло - братия избрала его игуменом.

В 1646 году Никон прибыл в Москву по монастырским делам где встретился с царем - Алексеем Михайловичем. После нескольких встреч и продолжительных бесед Никон приобрел довольно значительное влияние над царем, который был почти на 24 года моложе Никона. Как следствие Никон был приглашен царем на пост архимандрита Новоспасского монастыря и конечно в качестве духовного наставника самого Алексея Михайловича.

Властный, крутой и амбициозный Никон имел большой авторитет и влияние, что позволило быстро подняться по "православной лестнице" и достичь поста митрополита Новгородского. Полученные от царя-батюшки безграничные полномочия давали ему право вести себя как царскому наместнику. Такое поведение и действия митрополита Никона в 1650 году вызвало "хлебный бунт", в следствии чего толпа разбушевавшихся людей даже его избила.

Белая полоса Никона на этом не закончилась. В 1652 году царь, стоя на коленях! упросил Никона стать патриархом. Никон дал свое согласие, но поставил условие царю!: "Светская власть в дела церкви не вмешивается!" - царь согласился. Никон получил духовный сан и сразу принялся воплощать в жизнь различные реформы, которые в последствии и вызвали раскол православной церкви на Руси. С противниками нововведений Никон боролся просто - отправлял противников в тюрьма и ссылки.

Раскол церкви стал настоящей трагедией для всего русского народа. Верующие, сторонники старых порядков стали раскольниками. Царь в свое время искренне поддерживал Никона, так как считал, что раскольнические действия направлены не только против православной церкви, но и против политики царской власти

Никон с поддержкой царя «ломал через колено» судьбы многих людей, что даже повлекло за собой критический настрой бояр и духовенства против себя. Это не мешало Никону жить по царски, в окружении проверенных придворных и роскоши.

Но продолжалось это не очень долго. Однажды брошенная вызовом фраза: «священство выше царства» - Никон подписал приговор Русской православной церкви и конечно себе. Никон забыл, что Владимир I взял христианство из Константинополя, из Византии. Династия Исавров 150 лет выдавливали из духовенства власть до тех пор пока церковь не приклонила колени перед царским престолом. Никон хотел быть похож на Папу, который в XI—XIII веках был высшим авторитетом, имеющим безграничную и неделимую власть в Западной Европе. Никон, к сожалению забыл, что живет он в России, которая прошла через татаро-монгольское иго и в которой правит только один повелитель.

Никон хотел опять "перетянуть одеяло" на себя и в ожидании того, что Алексей Михайлович опять встанет перед ним на колени с мольбами о возвращении и предложениями о новых благах, заявил о сложении с себя обязанностей патрирха.

Эта опасная игра закончилась плохо. Царь повзрослел и на колени не встал. В 1666-1667 годах Собор с участием зарубежных православных патриархов, которым «помогли» разобраться в ситуации, принял сторону царя, не пожелавшего быть «луной» при «солнышке» - патриархе. Никон был лишен сана патриарха и священства и сразу же был отправлен в качестве обычного монаха в Ферапонтов монастырь.

Никону все же удалось перенести тяготы заточения, а так же и самого царя Алексея Михайловича. Бывший патриарх даже имел возможность получить некое моральное удовлетворение. Алексей Михайлович перед своей смертью просил у бывшего наставника прощения, но высокомерный Никон дал ему отказ. Смерть настигла Никона в Кирилло-Белозерском монастыре, хотя похоронили его в Новом Иерусалиме, какой он сам отстроил, пока имел сан патриарха.

По прошествии 19 лет после смерти Никона умер и 10 по счету патриарх Руси - Адриан. В то время царствующий Петр I принял решение не искать нового патриарха - он провел реформу в церкви и после упразднения самого престола повелел создать Святейший Синод, который и должен был заниматься управлением в церкви. Осуществление становления православной церкви под власть государства прошло в довольно жестокой форме. Об амбициях патриарха Никона русское духовенство, наверное, не раз с горечью вспоминало почти до 1917 года, когда опять восстановили патриаршество.

К тезису «священство выше царства» Русская православная церковь вернулась в 1917 году. Священный Синод обвинял царское правительство в том, что именно оно привело Россию «к краю гибели», вследствие чего «народ восстал за правду, за Россию, свергнул царскую власть, которую Бог покарал за все великие и тяжкие грехи». «Церковь фактически отказалась защищать вызвавшей большие споры среди специалистов.

В ретроспективном плане с учетом нынешнего положения Русской православной церкви в России некоторым современным идеологам будет, наверное, трудно признать, что в марте 1917 года церковь вслед за армией, полицией, жандармерией предала своего вождя, руководствовалась принципом «падающего — толкни». Николай II, допустивший, терпевший и защищавший распутинщину, другого отношения, собственно, и не заслуживал.

Современные идеологи вряд ли поддержат рассуждения о революционности хотя бы части духовенства в 1917 году, о «церковной революции », происходившей в 1917 году. Нельзя сказать, что в корпусе священнослужителей всегда были не только рядовые священники, которые честно и зачастую в трудных жизненных условиях выполняли свой долг, была и высшая прослойка, епископат, которая привыкла приспосабливаться к политической конъюнктуре и использовать все возможности для усиления своего влияния, для победы принципа: «священство выше царства».

Во всяком случае два факта представляются бесспорными и весьма показательными. С Николаем II и его семьей в тобольскую ссылку не поехал ни один священнослужитель. Восстановить патриаршество Русская православная церковь смогла только в революционном 1917 году.

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Кто на сайте

Сейчас на сайте находятся:
 155 гостей 

Поиск по сайту

Новое о "Челюскин"

О. Шмидт – Арктика.

Полярный поход парохода "Челюскин" 1933/34 года привлек благодаря своей особой судьбе внимание многих миллионов. Эта...

О. Шмидт - Советская работа в Арктике.

Пользуясь лучшими достижениями международной науки, советские исследователи совершенно по-новому поставили задачу овладения Арктикой. Они ввели...

О. Шмидт - О «Челюскин».

В 1933 году было решено повторить поход "Сибирякова" - вновь выйти для сквозного прохода Северным...

О. Шмидт - Состав экспедиции и команды парохода «Челюскин».

Подбор людей - важнейшая часть организации любого дела. Особенно это относится к экспедициям, в которых...

О. Шмидт - Переход. Ленинград - Копенгаген – Мурманск.

Переход до Мурманска конечно не является экспедиционным плаванием, но для нас он имел тогда существенное...

О. Шмидт - Мурманск - мыс Челюскин.

В этой статье мы не будем касаться подробностей плавания, которые с навигационной стороны освещены в...

О. Шмидт - Море Лаптевых и Восточносибирское.

Первая половина нашего пути заканчивалась у мыса Челюскина. Она прошла очень трудно. Что нас ждет впереди,...

О. Шмидт - Колючинская губа.

От мыса Северного "Челюскин" шел уже девяти-десятибалльным льдом, т.е. льдом, покрывавшим от 90 до 100...

О. Шмидт - Берингов пролив.

Дрейф кружил наш пароход. Несколько раз мы проносились мимо мыса Сердце-Камень и снова отодвигались назад...

О. Шмидт - Зимовка.

"Литке" ушел. И все же мы еще не знали наверное, зазимуем мы или нет. Ветер...

О. Шмидт - На льдине.

13 февраля сильное сжатие прошло через место стоянки парохода, и "Челюскин" затонул на 68° северной...

О. Шмидт – Итоги экспедиции «Челюскин».

"Челюскин" не вышел в Тихий океан, а погиб, раздавленный льдами. Тем не менее проход до...

Новое по мировой истории

Масленица - история и традиции

Масленица - история и традиции

Масленица – один из немногих языческих праздников сохранившихся после принятия...

Разрушительные стихии над Европой в начале XXI века

Разрушительные стихии над Европой в начале XXI века

Ранее считалось, что стихийные бедствия, происходящие на земле, имеют исключительно...

Иштван I

Иштван I

В 973 году правитель Венгрии, князь Геза, отправил к германскому...

Великий поход Мао Цзэдуна

Льстивая пропаганда не скупилась для своего вождя на хвалебные эпитеты:...

Местное управление в России XVII века

Местное управление в России XVII века

По сравнению с центральным местное управление имело более сложную структуру....

Приказы в России XVII века

Приказы в России XVII века

Центральное управление осуществляли приказы (общегосударственные, дворцовые,...

Состав Думы в России XVII века

Состав Думы в России XVII века

Члены Думы, являясь советниками царя по вопросам законодательства, и сами...

Боярская дума и характер законотворческой деятельности в России XVII века…

Боярская дума и характер законотворческой деятельности в России XVII века

В правление царя Алексея Михайловича система государственного управления, формировавшаяся с...

Приказная система управления в России XVII века в оценке историков

Приказная система управления в России XVII века в оценке историков

Оценка историками сложившейся к концу XVII в. системы управления, прежде...

Преемственность двух эпох

Преемственность двух эпох

Начиная с работ Г.Ф. Миллера, в исторической науке утвердился взгляд...

  • fig_1.jpg
  • fig_2.jpg
  • esche_Lena.jpg
  • Cheluskin_vo_ldah_2.jpg
  • Cheluskin_otplytie_iz_Leningrada.jpg
  • photo.jpg
  • 135.jpg
  • Stroitelstvo_Cheliuskin(Lena).jpg
  • lager_SHmidta.jpg
  • Cheluskin_vo_ldah_1.jpg