Главная >> История России >> XIX начало XX вв >> Глинка - новаторская музыка XIX века
Глинка - новаторская музыка XIX века
Глинка - новаторская музыка XIX векаСвою историческую роль зачинателя нового, классического периода русской музыки Глинка выполнил прежде всего как народный художник. Впитавший передовые идеи декабристской эпохи, он с юных лет проникся глубоким пониманием народности как ведущего принципа русского искусства. Пушкинский тезис «история народа принадлежит поэту» руководил им при создании двух его опер, в которых он впервые осуществил в музыке замысел народной героической трагедии и героической эпопеи. К такой задаче, при всей прогрессивности их воззрений, еще не могли приблизиться предшественники Глинки, отображавшие народно-национальную тематику в аспекте конкретно-бытовом. Один только Глинка, подобно Пушкину, сумел завоевать этот драгоценный дар обобщения народных идеалов, народных чаяний. И в этом смысле оба они даже превзошли лучшие стремления своего времени - в том числе эстетические искания поэтов-декабристов, теоретически выдвигавших идею народности в искусстве, но еще не сумевших придать ей широкий, обобщающий смысл. В трагедии Пушкина «Борис Годунов» и в опере Глинки «Иван Сусанин» во всем объеме развернулись идеи, только намеченные в поэзии К. Ф. Рылеева и его сподвижников А. А. Бестужева, А. И. Одоевского, В. Ф. Раевского.
Основное творческое кредо Глинка отчетливо сформулировал уже на склоне лет, в немногих словах, записанных А. Н. Серовым: «Создает музыку народ, а мы, художники, только ее аранжируем». Мысль эта, пусть еще не осознанная в столь четкой афористической форме, овладела им с первых же творческих лет. Выросший в деревенской глуши, с детства сроднившийся с народной крестьянской песней, которую впитывал во всем «с первозданном богатстве, он в юности с увлечением «работает на народные темы». Идея национальной героической оперы глубоко захватывает его в пору созревания его таланта - ей он отдает свои «годы учения» и «годы странствий»,в пору, когда ему, молодому музыканту, удилось вплотную столкнуться с лучшими достижениями западноевропейской музыки. Новых форм воплощения русского народного тематизма, народного мелоса ищет он и в опере, в романсе, и в инструментальной музыке, которую стремится подчинить оригинальным, самобытным принципам композиции. Иначе говоря, первый среди русских композиторов Глинка сумел выйти за пределы бытовой трактовки народной темы и положить идею народности и основу всей творческой концепции. Впервые удалось ему осуществить в музыке завет Радищева, видевшего в русской народной песне «образование души нашего народа».
Подняться на этот уровень он смог только благодаря новому, неизмеримо более глубокому подходу к самому материалу народной музыки. Подобно Пушкину, он обладал редким даром синтетического мышления - способностью выйти далеко за пределы непосредственных впечатлений. Hе ограничиваясь знакомством с бытовой песней своего окружения (которая обычно служила для его современников главным «ориентиром») и не подчиняя знакомый тематический материал привычным нормам западноевропейского стиля, он проникал глубоко в истоки народно-песенного мелоса и постигал не столько самые темы, сколько устойчивые принципы их воплощения - в том числе коренные основы русского ладового мышления, принципы подголосочной полифонии и свободного вариантного развития. Все это поражало в то время слушателей своей новизной и заставляло наиболее проницательных современников Глинки усматривать в его новой музыке «целую систему русской мелодии и гармонии, почерпнутую в самой народной музыке и не сходную ни с одной из предыдущих школ». Как бы дополняя эту мысль, высказанную критиком H. А. Мельгуновым, другой почитатель Глинки - Я. М. Неверов подчеркивал творческий характер мышления композитора, его способность художественного преобразования народных тем. Глинка, по его словам, «глубоко вник в характер русской народной музыки, подметил все основные особенности, изучил и усвоил ее - потом дал полную свободу своей фантазии, которая приняла чисто русские образы. Слушая его оперу вы заметите в ней что-то знакомое и известное, будете стараться вспомнить из какой русской песни был взят мотив, и не найдете оригинала. Это лестная похвала нашему маэстро - действительно, в его произведениях нет ни одного позаимствованного мотива, но все они ясны, понятны, знакомы нам потому только, что дышат чистою народностью, что в них мы услышим наши родные звуки», - писал Неверов по поводу оперы «Иван Сусанин».
С глубоким пониманием русского народного стиля у Глинки неразрывно связывалась и его чуткость в восприятии инонациональной атмосферы. Это касается, в первую очередь, музыкального искусства народов, близких и родственных России, с давних пор входивших в состав русского государства или находившихся с русским народом в тесном общении, - песенности украинской и белорусской, фольклора народов Закавказья. В творчестве Глинки (и отчасти его современника Алябьева) впервые для русских слушателей раскрылась образная сфера Востока. Во всем своеобразии предстал перед ними красочный мир восточного танца, восточной инструментальной музыки.
Особое, обостренное чувство национального колорита у Глинки, как и у других его современников - поэтов, музыкантов и живописцев, - возникло и развилось в русле романтического мироощущения, властно захватившего русское искусство в период 1820—1830-х годов. В эстетике молодого Пушкина и декабристов таились истоки глинкинского восприятия многонациональной культуры его родины - культуры, в которой образы Руси и Востока сливались в тесном и неразрывном единстве. Своеобразие России и русской культуры в их представлении заключалось в многонациональности, которая осознавалась ими как органический элемент русской жизни.
Напомним, с каким восторгом восприняла передовая декабристская критика ранние поэмы Пушкина, где поэт, по словам рецензента О. Сомова, «обнял все пространства родного края». Слова эти смело могли бы быть адресованы и Глинке. В «Руслане» великий композитор со всей силой мастерства сумел воплотить эту многообразную стихию, сливающуюся «в одном объеме России совокупной».
Такая же чуткость восприятия проявилась у Глинки и его темпераментных «Испанских увертюрах», в томных и плавных итальянских баркаролах, в блестящей «польской сюите» из второго действия «Ивана Сусанина». Зорким взглядом художника проникал он в природу и быт чужих стран; с равным совершенством отображал в своей новой музыке оригинальный строй восточных напевов, грацию польского ганца, плавную итальянскую кантилену, ритмическую энергию испанского танца... и эту широту восприятия в той или иной мере унаследовали от Глинки все его многочисленные потомки, лучшие представители русской композиторской школы.
He подлежит сомнению, что присущее композитору чувство национального характера и национального колорита было всецело обусловлено редкой широтой его кругозора - стремлением выйти за пределы субъективных впечатлений в большой мир, объемлющий историю, быт и духовный строй различных народов.
Обладая «активным слухом» (Асафьев) и тонким критическим чутьем, он в каждом явлении отбирал нужное и созвучное ему качество. Являясь национальным художником, он ни в коей мере не замыкался в знакомой ему среде. Напротив: с редкой пытливостью, с неутомимой настойчивостью Глинка постигал старое и новое, классическое и романтическое в европейском искусстве. А с этим связано и его отношение к стилистическим направлениям прошлого и современности, и основная, центральная проблема глинкинского метода высокого обобщения - метода художественного реализма.
 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Кто на сайте

Сейчас на сайте находятся:
 189 гостей 

Поиск по сайту

Новое о "Челюскин"

О. Шмидт – Арктика.

Полярный поход парохода "Челюскин" 1933/34 года привлек благодаря своей особой судьбе внимание многих миллионов. Эта...

О. Шмидт - Советская работа в Арктике.

Пользуясь лучшими достижениями международной науки, советские исследователи совершенно по-новому поставили задачу овладения Арктикой. Они ввели...

О. Шмидт - О «Челюскин».

В 1933 году было решено повторить поход "Сибирякова" - вновь выйти для сквозного прохода Северным...

О. Шмидт - Состав экспедиции и команды парохода «Челюскин».

Подбор людей - важнейшая часть организации любого дела. Особенно это относится к экспедициям, в которых...

О. Шмидт - Переход. Ленинград - Копенгаген – Мурманск.

Переход до Мурманска конечно не является экспедиционным плаванием, но для нас он имел тогда существенное...

О. Шмидт - Мурманск - мыс Челюскин.

В этой статье мы не будем касаться подробностей плавания, которые с навигационной стороны освещены в...

О. Шмидт - Море Лаптевых и Восточносибирское.

Первая половина нашего пути заканчивалась у мыса Челюскина. Она прошла очень трудно. Что нас ждет впереди,...

О. Шмидт - Колючинская губа.

От мыса Северного "Челюскин" шел уже девяти-десятибалльным льдом, т.е. льдом, покрывавшим от 90 до 100...

О. Шмидт - Берингов пролив.

Дрейф кружил наш пароход. Несколько раз мы проносились мимо мыса Сердце-Камень и снова отодвигались назад...

О. Шмидт - Зимовка.

"Литке" ушел. И все же мы еще не знали наверное, зазимуем мы или нет. Ветер...

О. Шмидт - На льдине.

13 февраля сильное сжатие прошло через место стоянки парохода, и "Челюскин" затонул на 68° северной...

О. Шмидт – Итоги экспедиции «Челюскин».

"Челюскин" не вышел в Тихий океан, а погиб, раздавленный льдами. Тем не менее проход до...

Новое по мировой истории

Масленица - история и традиции

Масленица - история и традиции

Масленица – один из немногих языческих праздников сохранившихся после принятия...

Разрушительные стихии над Европой в начале XXI века

Разрушительные стихии над Европой в начале XXI века

Ранее считалось, что стихийные бедствия, происходящие на земле, имеют исключительно...

Иштван I

Иштван I

В 973 году правитель Венгрии, князь Геза, отправил к германскому...

Великий поход Мао Цзэдуна

Льстивая пропаганда не скупилась для своего вождя на хвалебные эпитеты:...

Местное управление в России XVII века

Местное управление в России XVII века

По сравнению с центральным местное управление имело более сложную структуру....

Приказы в России XVII века

Приказы в России XVII века

Центральное управление осуществляли приказы (общегосударственные, дворцовые,...

Состав Думы в России XVII века

Состав Думы в России XVII века

Члены Думы, являясь советниками царя по вопросам законодательства, и сами...

Боярская дума и характер законотворческой деятельности в России XVII века…

Боярская дума и характер законотворческой деятельности в России XVII века

В правление царя Алексея Михайловича система государственного управления, формировавшаяся с...

Приказная система управления в России XVII века в оценке историков

Приказная система управления в России XVII века в оценке историков

Оценка историками сложившейся к концу XVII в. системы управления, прежде...

Преемственность двух эпох

Преемственность двух эпох

Начиная с работ Г.Ф. Миллера, в исторической науке утвердился взгляд...

  • 135.jpg
  • Stroitelstvo_Cheliuskin(Lena).jpg
  • Cheluskin_vo_ldah_2.jpg
  • fig_2.jpg
  • esche_Lena.jpg
  • fig_1.jpg
  • lager_SHmidta.jpg
  • Cheluskin_otplytie_iz_Leningrada.jpg
  • Cheluskin_vo_ldah_1.jpg
  • photo.jpg