Главная >> Новости >> Общество >> Школам аукнулся автономный статус
Школам аукнулся автономный статус
13.05.13 17:56

Новости на www.cheluskin.ru - Школам аукнулся автономный статусВсего несколько лет назад руководители регионального и муниципального образования говорили о том, как хорошо и выгодно для школы перейти в статус автономного учреждения. Потом некоторые директора школ потихоньку стали жаловаться, что их записали в автономию без согласия коллектива.

Это было первое, но далеко не последнее нарушение закона. Со временем у школ-АУ начались трудности: сокращение субсидии и перебои с её начислением, отказы учредителей переводить эту субсидию на банковские счета, нескончаемые проверки и санкции налоговиков…
Складывается впечатление, что школы наказывают за автономию. Почему произошел такой поворот? Размышляет директор Института развития образования НИУ-ВШЭ Ирина АБАНКИНА.

– Школы, перешедшие за последние годы в статус автономных, оказались сегодня в самом тяжелом положении. Это можно видеть на примерах из многих регионов России. Я часто сталкиваюсь с тем, что учредитель при расчёте субсидии для школы-АУ не включает в эту сумму содержание школьного имущества. В результате – администрация АУ должна сама заплатить за содержание школьного здания, за тепло и электроснабжение. Даже в спящем режиме (когда нет экстремальных ситуаций и имущественный комплекс нужно только поддерживать) эти расходы составляют 15–20% от всей субсидии, выделяемой школе.
На возражения директоров чиновники обычно отвечают: Платите сами, вы же автономны! Многие муниципальные руководители образования до сих пор не поняли, что школа, перешедшая в статус автономного учреждения, остается муниципальной: за её имущество несёт ответственность собственник – муниципальное управление образованием.

– Может быть, существует какое-то распоряжение или приказ, по которому учредители заставляют школу-АУ содержать свое здание и даже делать ремонт?

– Нет ни закона, ни распоряжения, ни приказа. Напротив, есть чёткие требования к расчёту норматива: суммой, полученной в результате этих расчётов, должны обеспечиваться условия на осуществление образовательного процесса, на содержание помещений, оборудования, эксплуатационные расходы на школьные здания.

– Недавно учителя из разных регионов начали жаловаться (в том числе и на интернет-форумах), что их автономную школу вновь заставили открыть счета в казначействе. Одного директора АУ даже предупредили: Будет счёт в банке – ни копейки на него не перечислим . Вы знаете позицию муниципальных управлений образованием. Чем они объясняют своё требование о возврате школьных счетов в казначейство?

– Аргумент номер один – управление образованием желает контролировать расходование школьных средств. Когда субсидию для школы–автономного учреждения переводили ежеквартально на банковские счета, у директора этого АУ была возможность распределить деньги по собственному усмотрению: столькото учителям, на коммунальные платежи, на содержание имущества, на зарплату преподавателям дополнительного образования…
Распределять финансы можно было и во времени: сегодня пришли средства субсидии, через два месяца придут деньги за дополнительные платные услуги и т.п. Школа могла управлять своими деньгами. Это была в чистом виде рекомендуемая Минфином политика единого кошелька .
Напротив, субсидию, поступившую на счета в казначействе, нельзя потратить нецелевым образом. Если она предназначена на зарплату педагогам, из неё невозможно заплатить преподавателям дополнительного образования. Нельзя свободно перемещать эти средства со счета на счет.
Есть ещё один аргумент для перевода школьных счетов в казначейство. Учредитель желает следить за суммами, остающимися на счетах автономных учреждений. Он хочет знать, на чём сэкономило АУ. По банкам эти остатки ещё надо поискать, а в казначействе все они прозрачны!

– Объясните, зачем чиновникам тратить силы и время, разыскивая остатки на школьных счетах? Ведь школа сама подаёт учредителю и контролирующим органам всю финансовую отчетность!

– Узнать сумму, оставшуюся на счёте школы, для многих руководителей образования очень важно. Раз у школы на счетах есть остатки, это значит, что школа на чём-то сэкономила. Вывод некоторых руководителей: значит, мы перечислили этой школе лишние средства. На следующий год они смогут урезать субсидию школе именно на эту сумму. Это, кстати, одна из причин, почему в российских регионах не работают программы энергосбережения. Директора школ пожимают плечами.
Зачем нам беречь электроэнергию? – говорят они. – Мы всё равно не сможем пустить высвободившиеся средства на оплату труда педагогов, на закупку нового оборудования. Мы сэкономим на электричестве, а на следующий год управление образования урежет нам субсидию на эту сумму .
Нам всегда казалось, что логика реформы – мотивировать учреждения к экономии там, где можно сэкономить. Согласно принципам автономии, о которых в минувшие годы столько было сказано, все сэкономленные средства должны сохраниться за школой! Но многие руководители образования в регионах считают, что контроль за школьными счетами – важнее.

– Директора автономных школ часто жалуются, что средства субсидии переводятся так, как это удобно учредителю. Когда школы пытаются отстаивать свои права и ссылаются на соглашение, заключенное с учредителем, им возражают, что этот документ с самого начала был составлен неправильно и потому никакие претензии по нему не принимаются…

– К сожалению, эти соглашения в большинстве случаев и впрямь оказываются пустой бумагой: если там и были прописаны точные сроки перевода средств, предназначенных для школы (это делалось далеко не всегда), то не оговаривалась ответственность учредителя за задержку перевода или за пересмотр сроков перевода средств. Раньше субсидию переводили раз в квартал, и автономное учреждение могло самостоятельно ею распоряжаться. Причем экономисты считали, что сроки, на которые автономным учреждениям выдаётся субсидия, со временем даже увеличатся. С учётом того, что в России перешли на трёхлетний бюджет, задание АУ можно устанавливать на три года и заранее прописать сроки передачи средств всеми траншами в течение трёх лет.
В реальности сроки перевода субсидии для автономных и бюджетных учреждений только уменьшаются. Всё чаще приходится встречаться с переводом субсидии раз в месяц. А это делает почти невозможным для школы осуществить какие-либо закупки по конкурсу. Согласно 94-му ФЗ школа-АУ должна осуществлять закупки по конкурсу. По закону никакое учреждение не имеет права объявить конкурс, если у него на счетах недостаточно средств, чтобы расплатиться с будущим поставщиком товаров или услуг. При ежемесячном доведении субсидии на счетах школы явно недостаточно средств. АУ придётся ждать несколько месяцев, пока на счетах не накопится нужная сумма. Само проведение конкурса: его объявление, ожидание поданных заявок, подведение итогов, заключение контракта – занимает, как это было много раз подсчитано, не менее двух месяцев. В среднем – четыре месяца. Стартовать можно только со средствами на счетах. И школа, вместо того чтобы объявлять конкурс, вынуждена принимать то, что ей предлагает департамент образования: например, воспользоваться услугами созданного учредителем муниципального агентства. Возможно, она никогда не обратилась бы к этому агентству. Но ей не оставили выбора.

– Из всего сказанного выходит: школы с такими проблемами – больше не автономные учреждения…

– В тех условиях, в которые их сейчас поставили, многие школы лишились своей автономии. Часто АУ жалуются, что по некоторым позициям их положение значительно хуже, чем у бюджетных учреждений своего региона.
Многие школы-АУ заставили вернуть деньги обратно в казначейство, разрушив схему управления собственными деньгами. Более того: от школ-АУ порой требуют вернуться в централизованные бухгалтерии. Обслуживание в централизованной бухгалтерии не противоречит автономии, если речь идет о проведении платежей.
Но централизованная бухгалтерия не может составлять и спускать автономному учреждению уже утвержденный план финансовохозяйственной деятельности. А именно на это часто жалуются директора АУ. То есть самостоятельность финансового планирования у АУ отобрана и узурпирована централизованными бухгалтериями. Разумеется, в бухгалтериях действуют не по собственной инициативе: их действиями руководит муниципальный департамент образования.

– Может быть, управленцы прижимают директоров школ к стенке, чтобы те попросились в статус казённых учреждений? Чтобы у этих школ в будущем не было никаких собственных счетов и самостоятельной деятельности, а всё финансирование – только по смете?

– Нет, это вряд ли. Напротив, сейчас в России наблюдается обратная тенденция: школы из казённых учреждений переводят в статус бюджетных. На первом этапе, когда новый механизм финансирования ещё не был освоен, многие муниципалитеты сохраняли свои школы в казённых учреждениях. За несколько лет управленцам понравилась идея установить задание школам с учётом услуг и показателей по объёмам и качеству. Они убедились, что освоить финансирование на основе субсидии вполне реально.Правда, некоторые из них решили эту схему подправить .
Главная причина: учредитель не может смириться с автономией своих школ. Он стремится остаться в позиции начальника, распорядителя. Он не хочет отказаться от мелочной опеки. Для учредителя во главу угла поставлена отчётность. Счётные палаты, прокуратуры, КРУ буквально ежемесячно проверяют школы, не говоря уже о проверках департаментов образования. Но всё чаще учредитель заставляет школы подстраиваться под ту отчётность, которая нужна ему. Это он должен хорошо отчитаться, это он должен хорошо выглядеть.
Я задавала вопрос руководителям некоторых муниципальных департаментов образования: зачем вы заставляете школу делать план финансово-хозяйственной деятельности под каждую отдельную субсидию? С какой стати школа должна делать четыре отдельные сметы? Почему вы не следуете приказу Минфина, по которому можно суммировать все поступления и все выплаты на эти поступления?
На это от управленцев следовал простой ответ: А нам же отчитываться по каждой субсидии отдельно! Чтобы не делать эту работу, управленцы заранее перекладывают ее на школу. Не учредитель ставит своей целью обеспечить деятельность своих учреждений. А школы должны ему обеспечить хорошую отчётность. Вот это – перевёрнутая пирамида.

– С 1 сентября вступит в силу новый Закон Об образовании в РФ . В ст. 28 этого закона прямо говорится о том, что образовательные организации обладают правами автономии – в том числе и финансово-экономической деятельности. В прежнем законе об этом не упоминалось. Может быть, с принятием нового закона для школ– автономных учреждений что-нибудь изменится?

– Не думаю. Дело в том, что Закон Об образовании не является регулирующим документом для финансистов. Он может быть обоснованием только для расчётов объёма субсидии для школ. На какие счета и в какие сроки переводятся эти средства, как проверять их расходование и как отчитываться за него – об этом новый закон не говорит. Для уточнения по этим вопросам есть Бюджетный кодекс, есть приказы и распоряжения Минфина, распоряжения правительства, закон о бухгалтерской отчётности и ведении бухгалтерской деятельности. Одним словом, все профессиональные законы. Те самые, что действуют сейчас.
Информационный партнер новостей www.cheluskin.ru

 

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Кто на сайте

Сейчас на сайте находятся:
 216 гостей 

Поиск по сайту

Новое о "Челюскин"

О. Шмидт – Арктика.

Полярный поход парохода "Челюскин" 1933/34 года привлек благодаря своей особой судьбе внимание многих миллионов. Эта...

О. Шмидт - Советская работа в Арктике.

Пользуясь лучшими достижениями международной науки, советские исследователи совершенно по-новому поставили задачу овладения Арктикой. Они ввели...

О. Шмидт - О «Челюскин».

В 1933 году было решено повторить поход "Сибирякова" - вновь выйти для сквозного прохода Северным...

О. Шмидт - Состав экспедиции и команды парохода «Челюскин».

Подбор людей - важнейшая часть организации любого дела. Особенно это относится к экспедициям, в которых...

О. Шмидт - Переход. Ленинград - Копенгаген – Мурманск.

Переход до Мурманска конечно не является экспедиционным плаванием, но для нас он имел тогда существенное...

О. Шмидт - Мурманск - мыс Челюскин.

В этой статье мы не будем касаться подробностей плавания, которые с навигационной стороны освещены в...

О. Шмидт - Море Лаптевых и Восточносибирское.

Первая половина нашего пути заканчивалась у мыса Челюскина. Она прошла очень трудно. Что нас ждет впереди,...

О. Шмидт - Колючинская губа.

От мыса Северного "Челюскин" шел уже девяти-десятибалльным льдом, т.е. льдом, покрывавшим от 90 до 100...

О. Шмидт - Берингов пролив.

Дрейф кружил наш пароход. Несколько раз мы проносились мимо мыса Сердце-Камень и снова отодвигались назад...

О. Шмидт - Зимовка.

"Литке" ушел. И все же мы еще не знали наверное, зазимуем мы или нет. Ветер...

О. Шмидт - На льдине.

13 февраля сильное сжатие прошло через место стоянки парохода, и "Челюскин" затонул на 68° северной...

О. Шмидт – Итоги экспедиции «Челюскин».

"Челюскин" не вышел в Тихий океан, а погиб, раздавленный льдами. Тем не менее проход до...

Новое по мировой истории

Масленица - история и традиции

Масленица - история и традиции

Масленица – один из немногих языческих праздников сохранившихся после принятия...

Разрушительные стихии над Европой в начале XXI века

Разрушительные стихии над Европой в начале XXI века

Ранее считалось, что стихийные бедствия, происходящие на земле, имеют исключительно...

Иштван I

Иштван I

В 973 году правитель Венгрии, князь Геза, отправил к германскому...

Великий поход Мао Цзэдуна

Льстивая пропаганда не скупилась для своего вождя на хвалебные эпитеты:...

Местное управление в России XVII века

Местное управление в России XVII века

По сравнению с центральным местное управление имело более сложную структуру....

Приказы в России XVII века

Приказы в России XVII века

Центральное управление осуществляли приказы (общегосударственные, дворцовые,...

Состав Думы в России XVII века

Состав Думы в России XVII века

Члены Думы, являясь советниками царя по вопросам законодательства, и сами...

Боярская дума и характер законотворческой деятельности в России XVII века…

Боярская дума и характер законотворческой деятельности в России XVII века

В правление царя Алексея Михайловича система государственного управления, формировавшаяся с...

Приказная система управления в России XVII века в оценке историков

Приказная система управления в России XVII века в оценке историков

Оценка историками сложившейся к концу XVII в. системы управления, прежде...

Преемственность двух эпох

Преемственность двух эпох

Начиная с работ Г.Ф. Миллера, в исторической науке утвердился взгляд...

  • fig_1.jpg
  • fig_2.jpg
  • photo.jpg
  • Cheluskin_otplytie_iz_Leningrada.jpg
  • Stroitelstvo_Cheliuskin(Lena).jpg
  • Cheluskin_vo_ldah_2.jpg
  • lager_SHmidta.jpg
  • esche_Lena.jpg
  • 135.jpg
  • Cheluskin_vo_ldah_1.jpg