Главная >> Новости >> Общество >> Виктор Милитарев о скандале вокруг кафедры теологии в МИФИ
Виктор Милитарев о скандале вокруг кафедры теологии в МИФИ
27.06.13 21:18
Новости на www.cheluskin.ru - Виктор Милитарев о скандале вокруг кафедры теологии в МИФИСкандал вокруг кафедры теологии в МИФИ вызывает у меня совершенно искреннее изумление. Я с трудом понимаю, как столь ничтожные и малозначительные события могут вызывать такую бурную реакцию. Хотя почти наверняка большинство моих читателей знакомы с обсуждаемым сюжетом, правила журналистских приличий требуют начать с его краткого изложения.

Итак. Девять месяцев назад в МИФИ была создана кафедра теологии. Почти сразу же после этого события в газете Троицкий вариант было опубликовано письмо за подписью 90 с лишним академиков и членов-корреспондентов, в котором высказывалось возмущение этим фактом. Оба эти события прошли, как и следовало ожидать, совершенно незамеченными широкой общественностью.

А пару месяцев назад в ЖЖ появился постинг бывшего сотрудника МИФИ, который, по его словам, уволился из МИФИ в знак протеста против основания вышеупомянутой кафедры. В письме также содержались обвинения в адрес ректора, который, по словам автора постинга, насильственно сгонял студентов на встречу с Патриархом Кириллом, по-советски готовил вопросы студентов к Святейшему, воздвиг за счет бюджета университета поклонный крест, причем воздвиг его на месте традиционного символа МИФИ – фигуры Путника .

Далее в постинге описывалось, как автор пожаловался на ректора в Прокуратуру, обвиняя его в нецелевом использовании средств, ушедшие на поклонный крест и его воздвижение и то, как в ответ ректор стал угрожать ему увольнением, а поддержавшим его студентам - неприятностями на сессии.

После публикации этого постинга началось крайне удивившее меня массовое негодование пользователей социальных сетей ректором МИФИ и его действиями. Причем больше всего негодование вызывало создание кафедры теологии. Уже забытое письмо академиков было срочно перепечатано на сайте Демократор.ру, и была начата подписная кампания за закрытие кафедры. Возмущенное письмо подписали тысячи человек, а в целом во всей этой протестной активности приняло участие, наверное, не меньше 10 тысяч пользователей интернета.

И все это, как я уже говорил выше, вызывает у меня сильнейшее изумление. Предположим, что все факты, изложенные автором нашумевшего постинга, соответствуют действительности. Если это так, то есть повод возмущаться поведением ректора МИФИ. Я лично с ситуацией в МИФИ не знаком, но то, что большинство ректоров российских ВУЗов – тираны и самодуры, похоже на правду. Но ведь негодование большинства участников массовой протестной кампании вызвано не хамским поведением ректора МИФИ, а почти исключительно тем, что этот ректор основал у себя в университете кафедру теологии. И тут я перестаю что бы то ни было понимать.

Кому мешает маленькая непрофильная кафедра с несколькими преподавателями, преподающая только факультативы, на которые студенты записываются исключительно добровольно? Ничего похожего на советскую систему преподавания обязательных идеологических дисциплин. Никакого гонения на атеистов. Откуда же столько сильных эмоций?

Что-то подобное я написал у себя в блоге и, ради эксперимента, перепостил в самом известном антиклерикальном сообществе в ЖЖ ру-антирелижен . Ответы, которые я получил в своем блоге и в антиклерикальном сообществе, отличались только тоном. В ру-антирелижен авторы комментариев хамили мне по полной, а в моем ЖЖ комментарии были вежливыми. Но смысл их был совершенно тождественным.

Авторы комментариев искренне негодовали: как это в храме науки может быть кафедра, на которой преподается нечто абсолютно антинаучное и с наукой несовместимое. Также авторы комментариев возмущались аморальностью ректора МИФИ, который тратит государственные деньги на содержание такой антинаучной кафедры.

На мое робкое возражение, что кафедра теологии ничем, в принципе, не отличается от кафедры философии, культурологи или иной гуманитарной дисциплины, следовали возмущенные возражения, что культурология хоть в какой-то степени научна, в отличие от этой вашей теологии .

А еще мне почему-то регулярно приводили один и тот же неоспоримый силлогизм - а почему бы, в таком случае, в православной семинарии или в Свято-Тихоновском университете не открыть кафедру научного атеизма? Тут я уже окончательно офигевал, поскольку симметричным кафедре теологии в физическом университете является кафедра физики в богословском университете, а никак не кафедра научного атеизма.

Другим симметричным примером было бы наличие в физическом университете двух идеологически альтернативных факультативов – той же христианской теологии и, к примеру, теологии буддистской или же столь любимого моими оппонентами научного атеизма. Но мои оппоненты были неумолимы. Они искренне верили, что аналогом кафедры теологии в МИФИ является кафедра научного атеизма в духовной академии.

Возникает ужасное подозрение, что мои оппоненты искренне считают физику в определенном смысле синонимичной научному атеизму. Либо же мои оппоненты считают наличие в физическом университете кафедры теологии оскорблением своих личных антирелигиозных чувств. А, может быть, просто опасаются этой самой теологией оскоромиться или, того хуже, зашквариться.

По крайней мере, именно к такому выводу ведут рассуждения моих оппонентов о том, что кафедра теологии разрушительна для системы научного образования .

При этом речь-то идет не о какой-то агрессивно-конфессиональной пропаганде, а о скромном факультативе, где единственный намек на христианство – это курс история христианской мысли . А остальные курсы обсуждаемой кафедры – чисто культурологические.

Я понимаю, если бы мои оппоненты обсуждали вообще ненужность или, хуже того, вредность гуманитарных дисциплин в естественно-научных университетах. Но они негодовали исключительно по поводу теологии. И на полном серьезе демонстрировали свой баттхерт, утверждая про продолжение клерикального наступления на светское образование .

Я, конечно, мог бы затеять длинную философскую дискуссию на тему, с одной стороны, неразрывной связи науки и религии, особенно в европейской культуре, а с другой, на тему исключительной пользы элементов гуманитарного образования для сайентистов. Но, по-моему, это, как принято выражаться у советских людей, совершенно бесполезно . Баттхерт логическими аргументами не лечится.

Так что я просто в очередной раз делаю вывод о том, что определенная часть отечественной интеллигенции двинута на всю голову. Причем эта двинутость выражается не только в злобных эмоциях по ничтожным поводам, но и в склонности к коллективным истерикам. Утешает одно. Весьма значительной части нашего народа на все эти эмоциональные всплески просто наплевать, а другая весьма немалая часть нашего народа считает себя православными и вполне сочувствует тому, что у наших антиклерикалов вызывает пароксизмы негодования.

Хотя, конечно, весьма забавный коктейль получается у этой самой определенной части . Любовь к Ходорковскому, ЛГБТ и Пусси Риот и ненависть к клерикальному наступлению . Ну, нравится людям мочиться против ветра, ну и пусть.
Автор - Виктор Милитарев
Информационный партнер новостей www.cheluskin.ru : svpressa.ru
 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Кто на сайте

Сейчас на сайте находятся:
 234 гостей 

Поиск по сайту

Новое о "Челюскин"

О. Шмидт – Арктика.

Полярный поход парохода "Челюскин" 1933/34 года привлек благодаря своей особой судьбе внимание многих миллионов. Эта...

О. Шмидт - Советская работа в Арктике.

Пользуясь лучшими достижениями международной науки, советские исследователи совершенно по-новому поставили задачу овладения Арктикой. Они ввели...

О. Шмидт - О «Челюскин».

В 1933 году было решено повторить поход "Сибирякова" - вновь выйти для сквозного прохода Северным...

О. Шмидт - Состав экспедиции и команды парохода «Челюскин».

Подбор людей - важнейшая часть организации любого дела. Особенно это относится к экспедициям, в которых...

О. Шмидт - Переход. Ленинград - Копенгаген – Мурманск.

Переход до Мурманска конечно не является экспедиционным плаванием, но для нас он имел тогда существенное...

О. Шмидт - Мурманск - мыс Челюскин.

В этой статье мы не будем касаться подробностей плавания, которые с навигационной стороны освещены в...

О. Шмидт - Море Лаптевых и Восточносибирское.

Первая половина нашего пути заканчивалась у мыса Челюскина. Она прошла очень трудно. Что нас ждет впереди,...

О. Шмидт - Колючинская губа.

От мыса Северного "Челюскин" шел уже девяти-десятибалльным льдом, т.е. льдом, покрывавшим от 90 до 100...

О. Шмидт - Берингов пролив.

Дрейф кружил наш пароход. Несколько раз мы проносились мимо мыса Сердце-Камень и снова отодвигались назад...

О. Шмидт - Зимовка.

"Литке" ушел. И все же мы еще не знали наверное, зазимуем мы или нет. Ветер...

О. Шмидт - На льдине.

13 февраля сильное сжатие прошло через место стоянки парохода, и "Челюскин" затонул на 68° северной...

О. Шмидт – Итоги экспедиции «Челюскин».

"Челюскин" не вышел в Тихий океан, а погиб, раздавленный льдами. Тем не менее проход до...

Новое по мировой истории

Масленица - история и традиции

Масленица - история и традиции

Масленица – один из немногих языческих праздников сохранившихся после принятия...

Разрушительные стихии над Европой в начале XXI века

Разрушительные стихии над Европой в начале XXI века

Ранее считалось, что стихийные бедствия, происходящие на земле, имеют исключительно...

Иштван I

Иштван I

В 973 году правитель Венгрии, князь Геза, отправил к германскому...

Великий поход Мао Цзэдуна

Льстивая пропаганда не скупилась для своего вождя на хвалебные эпитеты:...

Местное управление в России XVII века

Местное управление в России XVII века

По сравнению с центральным местное управление имело более сложную структуру....

Приказы в России XVII века

Приказы в России XVII века

Центральное управление осуществляли приказы (общегосударственные, дворцовые,...

Состав Думы в России XVII века

Состав Думы в России XVII века

Члены Думы, являясь советниками царя по вопросам законодательства, и сами...

Боярская дума и характер законотворческой деятельности в России XVII века…

Боярская дума и характер законотворческой деятельности в России XVII века

В правление царя Алексея Михайловича система государственного управления, формировавшаяся с...

Приказная система управления в России XVII века в оценке историков

Приказная система управления в России XVII века в оценке историков

Оценка историками сложившейся к концу XVII в. системы управления, прежде...

Преемственность двух эпох

Преемственность двух эпох

Начиная с работ Г.Ф. Миллера, в исторической науке утвердился взгляд...

  • Cheluskin_vo_ldah_2.jpg
  • Stroitelstvo_Cheliuskin(Lena).jpg
  • fig_1.jpg
  • Cheluskin_vo_ldah_1.jpg
  • photo.jpg
  • esche_Lena.jpg
  • 135.jpg
  • Cheluskin_otplytie_iz_Leningrada.jpg
  • fig_2.jpg
  • lager_SHmidta.jpg