Главная >> Новости >> Общество >> Аварии ракет и спутников становятся в РФ обыденным явлением
Аварии ракет и спутников становятся в РФ обыденным явлением
08.07.13 22:09
Новости на www.cheluskin.ru - Аварии ракет и спутников становятся в РФ обыденным явлениемНа прошлой неделе не вышла на орбиту очередная космическая ракета "Протон–М" с очередными спутниками системы ГЛОНАСС.
Скажем сразу: катастрофы спутников этой системы уже стали чем-то обыденным. Единственное, что выделило эту катастрофу в ряду других подобных, так это прямая трансляция запуска телевизионным каналом "Вести 24". И реплика журналиста, комментировавшего старт: "Что-то, похоже, пошло не так", прозвучавшая в тот момент, когда ракета над Байконуром уже разваливалась на горящие куски, лишь подчеркнула абсурдность происходящего в нашей космической отрасли: все горит и падает, а судя по реляциям всего лишь что-то происходит не так. Увы, но российская космическая отрасль снова показала всем свою несостоятельность.
Впрочем, космическая отрасль – не исключение, от многих других отраслей отечественной промышленности его отличает одно единственное обстоятельство: катастрофы там труднее скрыть. На самом же деле в стране происходит угасание промышленного производства. Сведенные в госкорпорации сотни предприятий все менее способны производить сложную продукцию. А ставший уже неотъемлемой частью практически любой отрасли распил бюджетных средств довершает дело.
Конечно, ситуацию могло бы изменить к лучшему создание конкурентной среды. Но в российском ОПК создана система, конкуренции как раз не допускающая.
Итог налицо: даже при гигантском вливании бюджетных средств оборонные компании, по признанию замминистра экономического развития Андрея Клепача, недалеко ушли от угрозы банкротства.
Разумеется, после столь громкой неудачи последовали и громкие заявления ответственных лиц. Так, в день аварии "Протона" информагентства распространили несколько комментариев
вице-премьера Дмитрия Рогозина. По его словам, выводы из произошедшего будут сделаны "крайне жесткие": "В том виде, как сейчас существует ракетно-космическая промышленность, мы двигаться дальше не будем".
Однако из дальнейших слов Рогозина стало ясно, что все возможные решения окажутся чисто бюрократическими, а потому навряд ли приведут к желаемым результатам: "Принято решение о создании специальной комиссии, я также возглавляю ее. Эта комиссия должна будет подготовить проект решения президента о реформировании ракетно-космической отрасли... Это консолидация промышленности в рамках единой интегрированной структуры. Это не госкорпорация, это, скорее всего, открытое акционерное общество. Условное название – Объединенная ракетно-космическая корпорация".
С тем, что необходимы системные решения, согласны и специалисты. Катастрофа в 2010-м, затем в 2011-м годах, авария 2 июля – это уже печальная закономерность, и нельзя говорить о том, что это произошло случайно, утверждают они. Поэтому надо искать не только технические причины, но и более глубокие, которые кроются в недостаточной управляемости отрасли.
В СМИ уже было высказано предположение о том, что при такой постановке вопроса, на фоне поисков ответственных за катастрофу "Протона", все может закончиться отставкой руководства Роскосмоса. Тем более, что пресс-секретарь премьер-министра Наталья Тимакова сразу сообщила, что наряду с аварийной комиссией к работе приступит комиссия правительства, основной задачей которой станет не только установление причин происшествия, но и составление списка ответственных лиц, в том числе из руководящего состава Роскосмоса.
Между тем, глава этого ведомства Владимир Поповкин демонстрирует уверенность и оптимизм. Он уже уверяет журналистов в том, что старт следующего "Прогресса-М", который должен полететь к МКС 28 июля, состоится в намеченную дату. Не будет переноситься и запуск российского многофункционального лабораторного модуля к МКС, запланированный на декабрь.
При этом СМИ утверждают, что на самом деле Роскосмос сейчас озабочен совсем другими проблемами. В космической отрасли готовится реформа по типу той, что едва не уничтожила армию: с приватизацией, распродажей "лишних" объектов и территорий, сокращением персонала и повышением зарплат топ-менеджеров. Впрочем, пока это только мнение некоторых изданий.
Между тем, произошедшая авария наглядно показала: ГЛОНАСС – единственный высокотехнологичный проект, который хоть как-то удался Роскосмосу – деградирует на глазах. Если сейчас будет, наконец, проведена реальная модернизация Роскосмоса, с привлечением к ответственности тех, кто воровал и продолжает воровать бюджетные деньги, тех, кто провалил работу, то ее ждет долгий период восстановления. Но рано или поздно работу удастся наладить. Если же все реформы выльются в ряд переименований и чисто бюрократических перестроек, проект можно закрывать. В лучшем случае нас ждет отставание от США на два, а то и три поколения навигационной аппаратуры и потеря значительной части рынка навигационных услуг.
Но и это еще не все. ГЛОНАСС родился как еще советская оборонная программа. Его кризис означает и углубляющееся отставание в создании высокоточного оружия. А эксперты, не связанные с "Роскосмосом" и другими подобными структурами, предупреждают: только что перестал подавать сигнал космический аппарат "Глонасс-М" № 728, отработавший 54 месяца (4,5 года вместо положенных 7 лет). В группировке вместо необходимых 24 работающих спутников осталось 23. Еще 4 числятся в резерве, на что упирают в беседах с журналистами руководители "Роскосмоса", но это – отработавшие свой ресурс аппараты. Более того, в число 23 работающих спутников входят шесть, отработавших более 60 месяцев, и они начнут выходить из строя в ближайшее время.
Еще один момент: генеральный конструктор системы ГЛОНАСС, "отец русской GPS", доктор технических наук Юрий Урличич был уволен в результате интриг в "Роскосмосе". И, по большому счету, заменить его некем.
И все это – только ГЛОНАСС. А проблемы есть не только с этой системой. 4 июля прекратилась трансляция телевизионных программ "Первого канала", "России 1", "Культуры" и "Пятого канала" на Центрально-Европейской части России и на Урале, где проживает около 117 млн. человек. Это сбой был вызван выходом из-под контроля центра управления ФГУП "Космическая связь" спутника связи "Экспресс-МД1". Между тем, данный спутник был запущен на орбиту не так давно – в 2009 году.
Когда-то, в далеком апреле 1961 года москвичи бежали на стихийную демонстрацию в день полета Гагарина с плакатом: "Космос – наш!". И тогда это было правдой. Прошло полвека, и космос перестает быть нашим.
Автор - Олег Конюхов
Информационный партнер новостей www.cheluskin.ru : novopol.ru
 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Кто на сайте

Сейчас на сайте находятся:
 154 гостей 

Поиск по сайту

Новое о "Челюскин"

О. Шмидт – Арктика.

Полярный поход парохода "Челюскин" 1933/34 года привлек благодаря своей особой судьбе внимание многих миллионов. Эта...

О. Шмидт - Советская работа в Арктике.

Пользуясь лучшими достижениями международной науки, советские исследователи совершенно по-новому поставили задачу овладения Арктикой. Они ввели...

О. Шмидт - О «Челюскин».

В 1933 году было решено повторить поход "Сибирякова" - вновь выйти для сквозного прохода Северным...

О. Шмидт - Состав экспедиции и команды парохода «Челюскин».

Подбор людей - важнейшая часть организации любого дела. Особенно это относится к экспедициям, в которых...

О. Шмидт - Переход. Ленинград - Копенгаген – Мурманск.

Переход до Мурманска конечно не является экспедиционным плаванием, но для нас он имел тогда существенное...

О. Шмидт - Мурманск - мыс Челюскин.

В этой статье мы не будем касаться подробностей плавания, которые с навигационной стороны освещены в...

О. Шмидт - Море Лаптевых и Восточносибирское.

Первая половина нашего пути заканчивалась у мыса Челюскина. Она прошла очень трудно. Что нас ждет впереди,...

О. Шмидт - Колючинская губа.

От мыса Северного "Челюскин" шел уже девяти-десятибалльным льдом, т.е. льдом, покрывавшим от 90 до 100...

О. Шмидт - Берингов пролив.

Дрейф кружил наш пароход. Несколько раз мы проносились мимо мыса Сердце-Камень и снова отодвигались назад...

О. Шмидт - Зимовка.

"Литке" ушел. И все же мы еще не знали наверное, зазимуем мы или нет. Ветер...

О. Шмидт - На льдине.

13 февраля сильное сжатие прошло через место стоянки парохода, и "Челюскин" затонул на 68° северной...

О. Шмидт – Итоги экспедиции «Челюскин».

"Челюскин" не вышел в Тихий океан, а погиб, раздавленный льдами. Тем не менее проход до...

Новое по мировой истории

Масленица - история и традиции

Масленица - история и традиции

Масленица – один из немногих языческих праздников сохранившихся после принятия...

Разрушительные стихии над Европой в начале XXI века

Разрушительные стихии над Европой в начале XXI века

Ранее считалось, что стихийные бедствия, происходящие на земле, имеют исключительно...

Иштван I

Иштван I

В 973 году правитель Венгрии, князь Геза, отправил к германскому...

Великий поход Мао Цзэдуна

Льстивая пропаганда не скупилась для своего вождя на хвалебные эпитеты:...

Местное управление в России XVII века

Местное управление в России XVII века

По сравнению с центральным местное управление имело более сложную структуру....

Приказы в России XVII века

Приказы в России XVII века

Центральное управление осуществляли приказы (общегосударственные, дворцовые,...

Состав Думы в России XVII века

Состав Думы в России XVII века

Члены Думы, являясь советниками царя по вопросам законодательства, и сами...

Боярская дума и характер законотворческой деятельности в России XVII века…

Боярская дума и характер законотворческой деятельности в России XVII века

В правление царя Алексея Михайловича система государственного управления, формировавшаяся с...

Приказная система управления в России XVII века в оценке историков

Приказная система управления в России XVII века в оценке историков

Оценка историками сложившейся к концу XVII в. системы управления, прежде...

Преемственность двух эпох

Преемственность двух эпох

Начиная с работ Г.Ф. Миллера, в исторической науке утвердился взгляд...

  • Stroitelstvo_Cheliuskin(Lena).jpg
  • fig_2.jpg
  • 135.jpg
  • esche_Lena.jpg
  • Cheluskin_vo_ldah_2.jpg
  • lager_SHmidta.jpg
  • fig_1.jpg
  • Cheluskin_vo_ldah_1.jpg
  • Cheluskin_otplytie_iz_Leningrada.jpg
  • photo.jpg