Создание мануфактур
Создание мануфактур

Мануфактура явилась ведущей формой капиталистического производства в первый период развития капитализма - с XVI в. и вплоть до промышленной революции, произошедшей а Англии во второй половине XVIII в., ав других европейских странах - в XIX в. Появление первых мануфактур в России относится к XVII в. Наряду с капиталистической мануфактурой в России существовали казенные, посессионные и вотчинные мануфактуры.

Применение машин сделало водяное колесо основным двигателем промышленности в эпоху мануфактуры. Они возникли двумя путями: объединение предпринимателем в одной мастерской ремесленников разных специальностей и объединение в одной мастерской ремесленников одной специальности. Первой особенностью мануфактурного производства является разделение труда внутри предприятия. Вторая особенность - это использование во всех отраслях производства простых орудий труда и их дальнейшее совершенствование, специализация и дифференциация. В XVIII в. небольшая мануфактура, выпускавшая иголки, в которой было занято всего 10 рабочих, при разделении труда производила в день 48 тыс. иголок, т.е. на одного рабочего приходилось 4,8 тыс. иголок. Один же ремесленник, выполняя все операции процесса производства иголок (до 92 операций), мог изготовить в день не больше 20 иголок. Он тянул проволоку при помощи клещей через волочильную доску, выпрямлял ее молотком на наковальне, рубил зубилом, отпускал, выпрямлял катком, затачивая на точильном камне, штамповал под молотком ушки и шлифовал их на круглом камне, пробивал дырки пуансоном, закаливал, еще раз выпрямлял катком, опять закаливал на противнях, отпускал в специальном барабане, полировал на полотне, посыпанном трепелом, еще раз полировал в бочонках с опилками и в ящике с опилками и песком, укладывал в одну сторону ушками, сортировал по размеру и толщине, полировал тонким наждачным порошком и т.д. Для выпрямления проволоки применяли сдвоенные ролики, для обрезки - ножницы, для выпрямления - роликовую вилку, для штамповки - ручной пресс, для укладки - плоские ящики и т.п. Из-за отсутствия разделения труда 10 рабочих вырабатывали всего 200 иголок.

Изменение орудий труда шло очень медленно, т. к. производство все еще основывалось на ручной технике, не способствовавшей крупным техническим сдвигам.

Развитие мануфактур привело к значительному росту производительности труда и расширению производства, способствовало накоплению денежных богатств в руках капиталистов.

Характерной особенностью развития техники мануфактурного периода является распространение орудий труда, приводимых в действие силами природы. Основным двигателем становится водяное колесо. Гидравлические колеса применялись уже в странах Древнего Востока, Древней Греции и в Риме, но только в мануфактурный период водяное колесо стало главным двигателем в промышленности.

Мощность водяного колеса не превышала нескольких десятков киловатт, число оборотов водяного колеса было так же незначительно, примерно от 1 до 10 об/мин. Различаются три типа водяных колес: нижнебойные, среднебойные и наливные, или верхнебойные колеса. В XVII-XVIII вв. осуществлялся переход от нижнебойных колес к верхнебойным, постепенно начинали применять металл для валов и других деталей колеса; увеличивался его диаметр.

Для вскрытия месторождения полезных ископаемых применялось три способа: а) штольней, б) штольней и вертикальным шахтным стволом и в) штольней и наклонным шахтным стволом. Крепление горизонтальных горных выработок осуществлялось неполным дверным окладом.

Очистные работы велись при помощи ручных железных горных орудий. Взрывные работы становятся постепенно одним из основных методов разрушения горных пород. В случае необходимости подъема полезного ископаемого по вертикальному или наклонному шахтному стволу применяли различного вида вороты (ручные, с конным приводом или гидравлическим колесом). Для откачки воды из рудников изобретались самые разнообразные средства (чашечные и ковшовые элеваторы, нории, простые и сложные поршневые насосы).

Вентиляция рудников производилась путем естественного проветривания, а также при помощи усиливавших его различных приспособлений (диффузоры, флюгера, заслоны).

В мануфактурный период стали широко применяться главные процессы обогащения: обжиг, дробление, сортировка, грохочение, размалывание, промывка и амальгамация, известные с древних времен.

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Кто на сайте

Сейчас на сайте находятся:
 203 гостей 

Поиск по сайту

Новое о "Челюскин"

О. Шмидт – Арктика.

Полярный поход парохода "Челюскин" 1933/34 года привлек благодаря своей особой судьбе внимание многих миллионов. Эта...

О. Шмидт - Советская работа в Арктике.

Пользуясь лучшими достижениями международной науки, советские исследователи совершенно по-новому поставили задачу овладения Арктикой. Они ввели...

О. Шмидт - О «Челюскин».

В 1933 году было решено повторить поход "Сибирякова" - вновь выйти для сквозного прохода Северным...

О. Шмидт - Состав экспедиции и команды парохода «Челюскин».

Подбор людей - важнейшая часть организации любого дела. Особенно это относится к экспедициям, в которых...

О. Шмидт - Переход. Ленинград - Копенгаген – Мурманск.

Переход до Мурманска конечно не является экспедиционным плаванием, но для нас он имел тогда существенное...

О. Шмидт - Мурманск - мыс Челюскин.

В этой статье мы не будем касаться подробностей плавания, которые с навигационной стороны освещены в...

О. Шмидт - Море Лаптевых и Восточносибирское.

Первая половина нашего пути заканчивалась у мыса Челюскина. Она прошла очень трудно. Что нас ждет впереди,...

О. Шмидт - Колючинская губа.

От мыса Северного "Челюскин" шел уже девяти-десятибалльным льдом, т.е. льдом, покрывавшим от 90 до 100...

О. Шмидт - Берингов пролив.

Дрейф кружил наш пароход. Несколько раз мы проносились мимо мыса Сердце-Камень и снова отодвигались назад...

О. Шмидт - Зимовка.

"Литке" ушел. И все же мы еще не знали наверное, зазимуем мы или нет. Ветер...

О. Шмидт - На льдине.

13 февраля сильное сжатие прошло через место стоянки парохода, и "Челюскин" затонул на 68° северной...

О. Шмидт – Итоги экспедиции «Челюскин».

"Челюскин" не вышел в Тихий океан, а погиб, раздавленный льдами. Тем не менее проход до...

Новое по мировой истории

Масленица - история и традиции

Масленица - история и традиции

Масленица – один из немногих языческих праздников сохранившихся после принятия...

Разрушительные стихии над Европой в начале XXI века

Разрушительные стихии над Европой в начале XXI века

Ранее считалось, что стихийные бедствия, происходящие на земле, имеют исключительно...

Иштван I

Иштван I

В 973 году правитель Венгрии, князь Геза, отправил к германскому...

Великий поход Мао Цзэдуна

Льстивая пропаганда не скупилась для своего вождя на хвалебные эпитеты:...

Местное управление в России XVII века

Местное управление в России XVII века

По сравнению с центральным местное управление имело более сложную структуру....

Приказы в России XVII века

Приказы в России XVII века

Центральное управление осуществляли приказы (общегосударственные, дворцовые,...

Состав Думы в России XVII века

Состав Думы в России XVII века

Члены Думы, являясь советниками царя по вопросам законодательства, и сами...

Боярская дума и характер законотворческой деятельности в России XVII века…

Боярская дума и характер законотворческой деятельности в России XVII века

В правление царя Алексея Михайловича система государственного управления, формировавшаяся с...

Приказная система управления в России XVII века в оценке историков

Приказная система управления в России XVII века в оценке историков

Оценка историками сложившейся к концу XVII в. системы управления, прежде...

Преемственность двух эпох

Преемственность двух эпох

Начиная с работ Г.Ф. Миллера, в исторической науке утвердился взгляд...

  • fig_1.jpg
  • Cheluskin_vo_ldah_1.jpg
  • lager_SHmidta.jpg
  • esche_Lena.jpg
  • Stroitelstvo_Cheliuskin(Lena).jpg
  • 135.jpg
  • Cheluskin_vo_ldah_2.jpg
  • fig_2.jpg
  • photo.jpg
  • Cheluskin_otplytie_iz_Leningrada.jpg