Главная >> Новости >> Общество >> Ислам, шариат и английский закон
Ислам, шариат и английский закон
19.06.13 12:41
Новости на www.cheluskin.ru - Prospect-magazine. Ислам, шариат и английский законДебаты о шариате ставят более важные вопросы, чем закон и общество.

Вопрос архиепископу Уильямсу: Должны ли мы как христиане приспосабливаться к исламу или нет?

Архиепископ Кентерберийский Роуэн Уильямс: Должны ли мы как христиане приспосабливаться к исламу или нет? Должен ли я любить своего соседа-мусульманина? Да, без оговорок и без сомнений. Должен ли я притворяться перед своим соседом-мусульманином, что не верю в свою собственную веру? Нет, без оговорок и без сомнений. Должен ли я как гражданин, живущий в плюралистическом обществе, бороться за то, чтобы жить конструктивно, а не в напряжении и подозрительности к своему соседу-мусульманину? Да, без оговорок и без сомнений.

Из интервью после лекции Архиепископа Кентерберийского Роуэна Уильямса О гражданском и религиозном праве в Англии , 7 февраля 2008 года.

В 2008 году Архиепископ Роуэн Уильямс рассказал о явно неизбежном приспособлении к законам шариата в Соединенном Королевстве. Свою лекцию он прочитал по приглашению церкви Темпл перед тысячей слушателей в королевском суде, вызвав тем самым шквал комментариев. Для общества в целом эта основополагающая лекция стала самым важным вкладом архиепископа в общественную жизнь , как сказал об этом Руперт Шорт (Rupert Shortt). Страх перед исламом, спровоцировавший реакцию СМИ в то время, с тех пор подпитывается сообщениями из среды радикальной мусульманской молодежи Британии о том, что советы шариата отправляют женщин домой к их жестоким мужьям. А баронесса Кокс пытается провести через палату лордов закон об арбитраже и посреднических услугах, рассматривающем роль таких советов.

Чтобы достичь хоть какого-то взаимного понимания между нашим большинством и нашими мусульманскими общинами, мы должны сначала отказаться от своего ответного невежества, страха и гнева, которые искажают отношения между ними. Вышедшая под моей редакцией книга Ислам и английское право ("Islam and English Law") представляет собой сборник очерков и статей. Она была написана с целью продвижения честности, понимания и взаимного уважения (даже и особенно там, где существуют трудноразрешимые разногласия) между общинами, которые слишком редко встречаются.

Для обсуждения тематики книги к лорду Уиьямсу в церкви Темпл 3 июня 2013 года присоединились профессор Лиззи Кук (Lizzie Cooke) из комиссии по юриспруденции и профессор Мелейха Малик (Meleiha Malik) из лондонского Королевского колледжа. Председательствовал на встрече королевский адвокат Стивен Хокман (Stephen Hockman). После начальных представлений выступили баронесса Кокс, баронесса Батлер-Слосс (Butler-Sloss) (бывший руководитель отдела по семейным делам Высокого суда), Хола Хасан (Khola Hasan) (Исламский совет шариата), Амра Боун (Amra Bone) (Совет шариата Бирмингема) и другие. В ходе дискуссии были выявлены некоторые глубокие разногласия, и поэтому на всем ее протяжении была возможность вдумчиво и конструктивно обсудить имеющиеся проблемы с участием политиков, судей, членов советов шариата и ученых (у каждой группы были свои точки зрения, взгляды и рекомендации). Все они искали по мере возможности точки соприкосновения под эгидой английского права.

Робин Гриффит Джонс, настоятель церкви Темпл.

Ниже публикуется выступление Уильямса. Выступления Кук и Малик будут опубликованы в ближайшие два дня.

------------------

В книге про Винни Пуха есть один эпизод, когда домик Совы рушится под напором сильного ветра. Пух выбирается из развалин, оглядывается и говорит: Это я сделал? Мне кажется, аудитория понимает, что у меня с Винни Пухом в этом плане есть определенные родственные чувства.

Все, что я хочу сделать здесь и сейчас, это выбрать три темы из первоначальной лекции, и настроить их определенным образом в качестве прямого и косвенного ответа на отличные очерки из книги Ислам и английское право , сделав это в общем виде, чтобы открыть выбранные мною темы для обсуждения.

Пожалуй, начну с того, что привлеку ваше внимание к одному моменту, отмеченному в лекции. Тогда я сказал: Полезно взглянуть на представления сторонников учения о спасении души, о праве как о гарантии равной подотчетности и ответственности в негативном, а не в позитивном смысле – то есть, увидеть в нем механизм, посредством которого любой человек и общество пользуются его защитой, однако теряют при этом некоторые элементарные свободы . За этим стоит исходная позиция, что право как таковое существует не для того, чтобы создавать общественную практику. Закон стремится обозначить границы тех областей, где неизученная общественная практика может породить неравенство в доступе к общественным благам, которого можно избежать. Именно это я имею в виду, когда описываю негативные взгляды сторонников учения о спасении на закон.

(Кстати, этот момент вызывает у меня недоумение и неловкость при нынешнем обсуждении в парламенте закона об однополых браках. Я не совсем понимаю, какую проблему разрешает выдвинутый проект, однако я с интересом слушаю идущие дебаты.)

Но если закон существует не для создания общественной практики, то, пожалуй, в интересах права искать и добиваться монополии принуждения в обществе для укрепления той практики, которая способствует гармонии, равенству и включению в общество, и таким образом утверждать и отстаивать формы объединения, поддерживающие эту практику. Далее вы увидите, что за этими не очень понятными формулировками скрывается картина общества и права, которое считает, в соответствии с нормами представлений об объединении вековой давности, что первичная действительность в социальном плане - это не государство, а объединение. Закон не создает объединения, но он работает с ними, посредничает во взаимоотношениях между ними и изучает их с точки зрения рискованности создания того, что я называю предотвратимым неравенством. Закон активно вмешивается, когда такие объединения ограничивают максимальный доступ к исправлению, к конструктивным переменам, к полному и обширному участию в общественной практике, к практике граждан. За этим стоит убеждение, о котором я неоднократно говорил по разным поводам в течение последних нескольких лет. Это убеждение заключается в том, что хороший гражданин - это не просто гражданин; хороший гражданин - это человек, личность которого определяется не просто существованием в качестве абстрактного субъекта права. Этот человек является членом нормативных в нравственном плане групп, ищущих правовой защиты, в которой соблюдаются нравственные особенности и индивидуальности, а также гарантируется беспрепятственный доступ к общественным благам и к равенству. Это мой первый пункт, касающийся характера права. Это попытка подробнее объяснить то, что я имею в виду, когда говорю о негативном, а не о позитивном взгляде сторонников учение о спасении на закон.

Второй момент, на котором я хочу остановиться, в определенном смысле возникает на базе первого. Если в интересах права укреплять и защищать формы объединения, которые способствуют гармонии, равенству и включению в общество, то право в определенном отношении находится в формальном или неформальном партнерстве с жизнью в таком объединении. Гораздо более спорным является вопрос о том, что именно означает это партнерство, и может ли оно вообще быть равноправным. Должен признать, что в написанном мною в 2008 году я немного больше, чем это нужно и реалистично, отклонился в сторону модели партнерства равных . (Возможно, кому-то захочется позднее обсудить эту тему.)

Я хочу подчеркнуть, что в сказанном мною в 2008 году было зачаточное, но довольно сильное убеждение в том, что партнерство между государством и составляющими общество объединениями не является какой-то китайской грамотой; в нем были некоторые весьма многообещающие модели. Государство и религиозные организации издавна сотрудничают в сфере образования, и история такого сотрудничества представляет интерес в нескольких планах. Партнерство между государством и англиканской церковью в сфере народного образования осуществляется таким образом, что стороны стараются подстраиваться друг под друга, изыскивая компромиссы. В таком партнерстве то, что пытается обеспечить объединение (в данном случае это церковь), может подвергаться критике, проверкам, жестким нормам и критериям, как того требуют закон и установленные правила. Однако в то же самое время, установленная законом власть признает, что объединения могут создавать (и на это можно с полным правом рассчитывать) оправданную, профессиональную, справедливую практику и политику, способствуя достижению целей законной власти. Иными словами, законная власть в данном случае признает, что достижению ее целей может способствовать мировоззренческая концепция определенного объединения и его члены. Но в любой модели такого рода должны присутствовать соответствующие закону ресурсы и сдерживающие моменты, предназначенные для того, чтобы жизнь в объединении и его стандарты были максимально подотчетными и ответственными. И как мне кажется, это вполне разумно, когда государство выдвигает такие условия, чтобы одобрить и подтвердить происходящее в жизни объединения.

Я привлекаю к этому внимание по той причине, что в некоторых статьях из обсуждаемой книги звучит обеспокоенность по поводу того, что у советов шариата такие ресурсы отсутствуют. У них нет некоторых ресурсов, которые позволили бы им стать подотчетными и профессиональными, чтобы государство смогло их признать. Иными словами, это та мысль, которую я излагаю под своим первым заголовком. Государство всегда будет спрашивать: Существуют ли в такой практике аспекты, порождающие предотвратимое неравенство? Существуют ли в такой практике аспекты, которые, пользуясь терминологией из моей первой лекции, закрывают доступ определенным категориям людей? Конечно, наиболее остро этот вопрос стоит в отношении положения женщин во многих шариатских судах и в окружении тех обычаев и привычек, которые мы наблюдаем вокруг нас. Тогда, в 2008-м, после лекции один неравнодушный мусульманский юрист сказал мне весьма конструктивную вещь: Практику шариата в нашей стране необходимо всячески освещать . То есть, эту практику необходимо сделать подотчетной и профессиональной, чтобы юриспруденция и установленная законом власть могли ее продвигать и развивать. Но я должен сказать, что такое всегда имеет место в партнерстве между государством и объединениями: практику необходимо освещать, потому что иначе она уйдет в себя, став совершенно неподотчетной и невидимой обществу. Это одна из наиболее важных черт, о которой нам следует думать, содействуя сотрудничеству в самых разных формах. Подотчетность и профессионализм, а следовательно, и узаконенная власть, которая обоснованно ожидает очень многого от практики объединений: это расчет на интеллект, на последовательность и прозрачность.

И здесь я подхожу к третьему моменту, которого я уже касался в своей первой лекции, и на котором останавливаются некоторые авторы статей из рассматриваемой книги. Мне кажется, этот момент следует изучить немного поглубже. Существует ли такая вещь как раздраженное сознание? Имеется в виду, есть ли такая вещь как несведущее сознание, которое, борясь за свои права, девальвирует ценность призыва к сознанию и совести? Мне кажется, найти ответ на этот вопрос можно, лишь обратившись к очень опытным и грамотным юристам, которые к тому же владеют несколькими языками своей традиции и верований, и знают правовую культуру общества. Я вспоминаю те случаи, которые так любит газета Daily Mail, когда продавцы-мусульмане в книжных магазинах отказываются продавать Библию, или когда водители автобусов мусульмане отказываются пускать в общественный транспорт собак-поводырей. Это и есть примеры того, что я называю раздраженным сознанием . То есть, это сознание, формируемое под влиянием ограниченного и безграмотного контакта с определенной традицией того или иного объединения, которое необходимо критиковать изнутри, в рамках того объединения, к которому принадлежит носитель такого сознания. Этой критикой могут заняться ученые, знакомые с такой традицией и разбирающиеся в ней, а следовательно, способные предотвратить превращение беспокойного или раздраженного сознания в сознание самовольное и деспотичное (как в упомянутых мною случаях), когда доступа к общественным благам лишаются не только члены религиозной общины, но и другие люди. Можно подробнее изложить детали того, что с этим связано. Но как мне кажется, это та сфера, в которой люди по вполне понятным причинам ощущают, что признание практики меньшинства будет иметь вполне реальные моральные и общественные негативные издержки. Если можно будет решить эту проблему, если можно будет выйти за ее рамки, то я думаю, это станет значительным достижением.

Три описанных выше момента – о негативном отношении к закону, о характере партнерства между государством и объединениями, и об ожиданиях просвещенного сознания – это те вопросы, которые рассматриваются в материалах книги с разных ракурсов, на разном фоне и с различными особенностями. Чего нам не хватает в этой дискуссии, так это примеров с решением задач. Раньше их было еще меньше. В книге их больше, чем было в 2008 году. В этом плане весьма интересным и значительным представляется эссе из Канады, автором которого является бывший министр образования, общин и социальных услуг Онтарио Мэрион Бойд (Marion Boyd). В нем рассказывается об опыте поиска возможных партнерств и компромиссов с практикой шариата в условиях Канады.

В завершение хочу сказать следующее. Я по-прежнему считаю уместным и актуальным ту тему, которую я попытался поднять в 2008 году. Дело не просто в том, как мы решаем очень специфичный вопрос об исламе и британском законе. Дело в целой серии вопросов о самом законе, о законе и обществе, о взаимоотношении между тем, что имеет силу закона, и тем, что я называю объединением. Если верно то, что закон не создает общественную практику, а отслеживает ее и посредничает в этой области; если верно то, что лучший гражданин это не просто абстрактный гражданин, а человек, отождествляющий себя с каким-то объединением, то мы обязаны решать эти конкретные вопросы, привлекая все имеющиеся у нас ресурсы и навыки. Я ни в коей мере не считаю данную тему закрытой. Я уверен, что существуют нуждающиеся в серьезной проработке проблемы, касающиеся того, что мы подразумеваем под партнерством, и какая мера равенства должна здесь присутствовать. Однако я думаю, что если нам удастся решить эти вопросы с умом, с учетом долгосрочных последствий для здоровья плюралистического общества, которое стремится обеспечить всеобщий доступ к человеческим и общественным благам, то мы сможем соединить две вещи, которые очень трудно удержать вместе.
Автор - Роуэн Уильямс
Информационный партнер новостей www.cheluskin.ru : inosmi.ru
 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Кто на сайте

Сейчас на сайте находятся:
 165 гостей 

Поиск по сайту

Новое о "Челюскин"

О. Шмидт – Арктика.

Полярный поход парохода "Челюскин" 1933/34 года привлек благодаря своей особой судьбе внимание многих миллионов. Эта...

О. Шмидт - Советская работа в Арктике.

Пользуясь лучшими достижениями международной науки, советские исследователи совершенно по-новому поставили задачу овладения Арктикой. Они ввели...

О. Шмидт - О «Челюскин».

В 1933 году было решено повторить поход "Сибирякова" - вновь выйти для сквозного прохода Северным...

О. Шмидт - Состав экспедиции и команды парохода «Челюскин».

Подбор людей - важнейшая часть организации любого дела. Особенно это относится к экспедициям, в которых...

О. Шмидт - Переход. Ленинград - Копенгаген – Мурманск.

Переход до Мурманска конечно не является экспедиционным плаванием, но для нас он имел тогда существенное...

О. Шмидт - Мурманск - мыс Челюскин.

В этой статье мы не будем касаться подробностей плавания, которые с навигационной стороны освещены в...

О. Шмидт - Море Лаптевых и Восточносибирское.

Первая половина нашего пути заканчивалась у мыса Челюскина. Она прошла очень трудно. Что нас ждет впереди,...

О. Шмидт - Колючинская губа.

От мыса Северного "Челюскин" шел уже девяти-десятибалльным льдом, т.е. льдом, покрывавшим от 90 до 100...

О. Шмидт - Берингов пролив.

Дрейф кружил наш пароход. Несколько раз мы проносились мимо мыса Сердце-Камень и снова отодвигались назад...

О. Шмидт - Зимовка.

"Литке" ушел. И все же мы еще не знали наверное, зазимуем мы или нет. Ветер...

О. Шмидт - На льдине.

13 февраля сильное сжатие прошло через место стоянки парохода, и "Челюскин" затонул на 68° северной...

О. Шмидт – Итоги экспедиции «Челюскин».

"Челюскин" не вышел в Тихий океан, а погиб, раздавленный льдами. Тем не менее проход до...

Новое по мировой истории

Масленица - история и традиции

Масленица - история и традиции

Масленица – один из немногих языческих праздников сохранившихся после принятия...

Разрушительные стихии над Европой в начале XXI века

Разрушительные стихии над Европой в начале XXI века

Ранее считалось, что стихийные бедствия, происходящие на земле, имеют исключительно...

Иштван I

Иштван I

В 973 году правитель Венгрии, князь Геза, отправил к германскому...

Великий поход Мао Цзэдуна

Льстивая пропаганда не скупилась для своего вождя на хвалебные эпитеты:...

Местное управление в России XVII века

Местное управление в России XVII века

По сравнению с центральным местное управление имело более сложную структуру....

Приказы в России XVII века

Приказы в России XVII века

Центральное управление осуществляли приказы (общегосударственные, дворцовые,...

Состав Думы в России XVII века

Состав Думы в России XVII века

Члены Думы, являясь советниками царя по вопросам законодательства, и сами...

Боярская дума и характер законотворческой деятельности в России XVII века…

Боярская дума и характер законотворческой деятельности в России XVII века

В правление царя Алексея Михайловича система государственного управления, формировавшаяся с...

Приказная система управления в России XVII века в оценке историков

Приказная система управления в России XVII века в оценке историков

Оценка историками сложившейся к концу XVII в. системы управления, прежде...

Преемственность двух эпох

Преемственность двух эпох

Начиная с работ Г.Ф. Миллера, в исторической науке утвердился взгляд...

  • Cheluskin_vo_ldah_2.jpg
  • Stroitelstvo_Cheliuskin(Lena).jpg
  • 135.jpg
  • Cheluskin_otplytie_iz_Leningrada.jpg
  • photo.jpg
  • fig_1.jpg
  • fig_2.jpg
  • esche_Lena.jpg
  • lager_SHmidta.jpg
  • Cheluskin_vo_ldah_1.jpg