Главная >> Новости >> Политика >> Лукашенко сделал заявку на лидерство в Русском мире
Лукашенко сделал заявку на лидерство в Русском мире
21.06.13 14:04
Новости на www.cheluskin.ru - Лукашенко сделал заявку на лидерство в Русском мире
Президент Белоруссии выступил на конгрессе русской прессы.

В основу белорусской модели развития положены ценности русской цивилизации, заявил вчера в Минске Александр Лукашенко, выступая на XV Всемирном конгрессе русской прессы.

Русский язык создал великую русскую культуру, которая также является достоянием многих народов и к которой, если брать понятие русской культуры и русской цивилизации в самом широком смысле этого слова, относимся все мы. Русская цивилизация, русский мир дали человечеству не только величайшие культурные достижения, но и особые духовные ценности. Именно эти ценности положены нами в основу нашей государственности и того, что принято называть белорусской моделью развития , – приводит слова президента Белоруссии его официальный сайт.

Солидарность и справедливость – вот два ключевых слова, которыми можно было бы описать принципы, нами исповедуемые. Это те принципы, которые завещала миру великая русская литература, – продолжал Лукашенко. – Мы в Беларуси не смогли и не захотели взять на вооружение рационалистические заповеди индивидуализма, воплощенные в философии свободного рынка, согласно которой выживает сильнейший. Доброта, уважение к человеку, помощь слабому – высшие христианские идеалы, которыми всегда вдохновлялась русская цивилизация. Именно они составляют основу белорусской социально-экономической модели.

В свое время мы отказались от радикальных реформ, потому что они катком прошлись бы по судьбам сотен тысяч людей. И принцип солидарности, взаимовыручки, когда все общество не только радуется успехам сильного, но и поддерживает слабого, защищает неимущего, положен нами в основу социальной политики.

Точно так же для нас исключительно важен принцип справедливости. Мы никогда не выступали за равенство в бедности. Но для нас лишь то богатство оправданно и лишь та собственность свята, которые приобретены честным трудом, личным старанием и талантом, а не слепым стечением обстоятельств или вообще противозаконным жульничеством и разбоем.

В Беларуси вы не найдете кричащей пропасти между богатыми и бедными, так же как не найдете собственности, украденной у народа. Мы для себя четко определили: экономическая система, основанная на первородном обмане, не может быть устойчивой. Тот, кто получил богатства, не заработав их, не сумеет по-настоящему ими распорядиться. Лишь та собственность эффективна, которая создана собственным трудом и талантом.

Полное изгнание моральных, нравственных принципов из экономики оборачивается против самой экономической системы, постепенно превращая ее в паразитическую и неэффективную.

В этом состоит значительное отличие нашего белорусского пути. Однако именно в этом – его сходство и родство с подлинными духовными ценностями русского мира и русской цивилизации (в широком смысле этого слова), к которым все мы с вами принадлежим , – отметил Лукашенко.

И в этих словах уже отчетливо прозвучала заявка Лукашенко и возглавляемой им Белоруссии на лидерство во всем Русском мире, во всей Русской цивилизации. Насколько вообще обоснована такая претензия со стороны маленькой по мировым меркам страны, окруженной двумя огромными монстрами – Россией и Европой? И неужели сама Россия уже перестала служить маяком для остального Русского мира?

А возразить-то, оказывается, Александру Григорьевичу нам, россиянам , особо и нечем. Разве может российская социально-экономическая модель похвастаться белорусской солидарностью и справедливостью? И разве не российскую модель имел в первую очередь в виду Лукашенко, когда говорил о том, что полное изгнание моральных, нравственных принципов из экономики оборачивается против самой экономической системы, постепенно превращая ее в паразитическую и неэффективную ? Неужели россияне сейчас сами не видят, в какой тупик завел экономику, да и всю нашу огромную страну проводимый нашими властями на протяжении уже двух с лишним десятилетий либеральный курс? Того и гляди грянет такой кризис, по сравнению с которым сложенные вместе август 1998-го и осень 2008-го покажутся мелким недоразумением.

И все же Александр Григорьевич явно лукавит, выставляя белорусскую модель неким светочем Русской цивилизации. И подтверждений тому, к сожалению, немало.

Так уж совпало, что в тот самый день, когда Лукашенко вещал с трибуны Всемирного конгресса русской прессы об особой приверженности белорусской модели ценностям Русской цивилизации, Управление культуры Мингорисполкома отказало местной общественности в просьбе восстановить в Минске памятник российскому императору Александру II. Об этом сообщило ИА REGNUM. Эту информацию можно было бы и пропустить мимо, если учесть, что в самой России к фигуре Александра II испытывает безусловный пиетет разве лишь либеральная общественность.

Но дело, во-первых, в том, что памятник Александру II в Минске был сооружен в 1901 году на добровольно собранные народом деньги, то есть в соответствии с истинно народной инициативой, а не по указанию каких-то колонизаторов из Петербурга или Москвы. К тому же именно Александр II даровал белорусскому крестьянству свободу от польских помещиков в 1861 году, а также защитил белорусов во время польского восстания 1863 года, когда от рук поляков погибли многие белорусские крестьяне, мещане и православные священники. Подтверждением особого почтения белорусов к императору Александру II является исторический факт, что на территории белорусских губерний крестьянство широко отмечало праздник Освобождения , приходившийся на 1 мая, которому только после 1917 года (тогда же памятник и был демонтирован) был придан иной смысл.

Но и этими обстоятельствами подозрение в русофобской подоплеке данного решения Мингорисполкома не исчерпывается. Дело в том, напоминает агентство, что в настоящее время общественность Витебска продолжает борьбу за установление в городе памятников Александру Невскому и княгине Ольге. И уж тут-то к реноме этих великих деятелей Русской цивилизации вопросов вроде бы возникнуть не должно. Ан нет: власти Витебска отказались устанавливать данные памятники. Зато решили установить ко Дню города напротив православного храма памятник литовскому князю Ольгерду, известному завоевательными походами на Москву и неоднозначным отношением к православию. Представители витебской общественности опубликовали два открытых письма Александру Лукашенко – 13 мая и 7 июня, обращая внимание на то, что что попытки героизации подобных деятелей могут привести только к расколу общества, духовному и морально-политическому разделению народа Белоруссии , а также на то, что установление памятника Ольгерду служит одной конкретной цели: вбить клин между братскими народами Беларуси, России и Украины, разделить сложившееся веками культурно-историческое пространство, разорвать духовные связи . Но ответа не получили.

По еще одному совпадению , напоминает ИА REGNUM, 12 июня, то есть в День России, по иску Главного управления юстиции Мингорисполкома была ликвидирована старейшая организация российских соотечественников в Белоруссии – Минское общество русской культуры Русь , основанное в 1992 году и объединявшее представителей русской интеллигенции Белоруссии. При этом ликвидация МОРК Русь осталась почти незамеченной изданиями, представители которых прибыли на XV Всемирный конгресс русской прессы в столицу Белоруссии.

Подводя итоги развития социально-экономических и идеологических процессов в Белоруссии в 2012 году, то же агентство REGNUM отмечало, что власти Белоруссии взяли курс на дерусификацию и переоценку важнейших исторических событий. Тот самый ревизионизм, о недопущении которого неоднократно заявляли в Минске представители РФ, был продемонстрирован в Белоруссии отношением к 200-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года. В оппозиционной прессе с начала года было размещено несколько десятков публикаций, в которых делался акцент на российской оккупации и позитивных перспективах для белорусов в связи с вторжением войск Наполеона Бонапарта. Заметки, статьи и монографии откровенно русофобского характера об Отечественной войне 1812 года наряду с замалчиванием темы юбилея государственной прессой и отказом от термина Отечественная война 1812 года в официальной историографии были восприняты рядом экспертов как проявление скоординированного плана действий.

Попытку выяснить, так ли все на самом деле, предприняли участники международной конференции Отечественные войны Святой Руси , посвященной 200-летию Отечественной войны 1812 года и роли Православной церкви во всех оборонительных войнах Русской цивилизации (22 июня, г. Брест). От имени участников конференции были направлены письма в официальные инстанции , в частности, руководству Национальной Академии наук Белоруссии, с предложением вернуть в учебные программы термин Отечественная война 1812 года . Из Института истории НАН РБ 26 июля был получен отрицательный ответ. Институт истории НАН Белоруссии пришел к выводу, что использование термина Отечественная война 1812 года представляется необоснованным в официальной белорусской историографии. Документ подписал замдиректора данного института Марат Жилинский.

Представительство Россотрудничества в Белоруссии попыталось провести свои научные мероприятия, посвященные юбилею Отечественной войны 1812 года. Спустя месяц после конференции в Бресте, 25-27 июля в Могилеве усилиями российских чиновников, при личном участии главы представительства Виктора Малашенко, была организована и проведена конференция Отечественная война 1812 года в судьбах народов России и Беларуси . По отзывам участников конференции, российские дипломаты произносили пафосные речи, но на научном мероприятии проиграли ревизионистам, представленным вузовской и академической профессурой.

Позже, 23 ноября, в Белорусском госуниверситете состоялась международная конференция Война 1812 года и Беларусь , в которой принял участие посол России в Белоруссии Александр Суриков. В своем выступлении на пленарном заседании российский дипломат охарактеризовал войну 1812 года как Отечественную и указал на неправомерность ревизии ее характера. Вслед за Суриковым выступили российские и белорусские ученые с обоснованиями прямо противоположной точки зрения. В итоге ревизионизм восторжествовал и на этом мероприятии, которое формально закончилось 24 ноября в Борисовском районе, где официальные лица Белоруссии и Франции воздали почести наполеоновским солдатам, погибшим при переправе через Березину во время войны 1812 года .

Почему российские чиновники не посчитали нужным уделить должное внимание 200-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года в Белоруссии, будучи информированными о состоянии дел в гуманитарной сфере союзной республики до юбилейного года, – вопрос, который требует отдельного обстоятельного рассмотрения, отмечает агентство. По итогам 2012 года очевидно: в Белоруссии восторжествовал ревизионизм, и российские дипломаты, несмотря на личное участие в ряде мероприятий и даже в их организации, не смогли принять эффективных контрмер.

В 2012 году в Белоруссии продолжилась и мягкая белорусизация . Так, была продолжена работа по переводу названий населенных пунктов с русского языка на белорусский, причем с транслитерацией на латинице в соответствии с принятым 11 июня 2007 года постановлением Госкомимущества Белоруссии О внесении изменений и дополнений в Инструкцию по транслитерации географических названий Республики Беларусь буквами латинского алфавита . Постановление было принято с участием Академии наук, Минкультуры, МИД и МВД без общественного обсуждения. Юристами структур Союзного государства Белоруссии и России правовая экспертиза данного документа также не проводилась. Кроме того, в 2012 году Минобразования совместно с Минкультуры и другими заинтересованными обсуждали перевод обучения в одном из вузов республики полностью на белорусский язык, а также изучения как минимум двух предметов в школе исключительно на белорусском языке (кроме школ для нацменьшинств, среди которых нет русских).

2012 год был непростым в государственно-церковных отношениях, продолжает агентство в своем обзоре. 20 февраля Александр Лукашенко напомнил послу Ватикана в Минске архиепископу Клаудио Гуджеротти о том, что конкордат с Римско-католической церковью готов к рассмотрению и подписанию. Конкордат (от лат. concordatum – соглашение) – в международном праве специальный договор между правительством какого-либо государства и папой римским как главой католической церкви, определяющий взаимоотношения государства и католической церкви в данной стране.

Позже, 9 апреля, Лукашенко, принимая в своей президентской администрации посла Суверенного военного Мальтийского ордена в Белоруссии Пауля Фридриха фон Фурхерра, заявил: Конечно, мы, скажу вам откровенно, рассчитывали на большее в сотрудничестве с католической церковью. Мы считаем, что католическая церковь явно недорабатывает в налаживании отношений между белорусами и Западной Европой . Заявление руководителя республики было принято во внимание, и на следующий день, 10 апреля, Лукашенко встретился с Гуджеротти, которому сообщил о том, что мы всегда рассчитывали на активную поддержку и помощь католической церкви , и заявил: Я думаю, что недалек тот день, когда и папа римский сможет встретиться в Белоруссии со своими приверженцами. Мы будем рады видеть его. Мы в этом направлении должны работать и с нашим патриархом. Мы ведем эту работу. Думаю, мы здесь можем выстроить хорошие схемы и провести хорошие мероприятия, которые послужат укреплению не только католичества, но и всей паствы – и православной, и католической, и других, – на территории Белоруссии .

Ранее Лукашенко неоднократно приглашал Бенедикта XVI нанести визит в Белоруссию и в 2012 году подтверждал свою готовность видеть главу РКЦ на канонической территории РПЦ. Однако вместо римского понтифика в октябре нанес визит в Белоруссию глава РПЦ Патриарх Кирилл: он встретился с клириками Белорусской православной церкви и Александром Лукашенко, получив белорусский орден Дружбы народов, напоминает агентство в своем обзоре.

Безусловно, предстоящий визит папы и конкордат – серьезные уступки Ватикану и католикам со стороны белорусского руководства, – отмечал белорусский автор Фонда стратегической культуры Андрей Геращенко. – Не может не настораживать тот факт, что с изменением белорусской политики от приоритетной поддержки православия к поддержке многоконфессиональности изменится и общественная ситуация в республике. Однажды сделанные Ватикану и Мальтийскому ордену уступки будут иметь далеко идущие последствия. В Белоруссии уже сейчас установлено множество памятников Иоанну Павлу II. К слову, единственный памятник Алексию II (в Минске) еще только предполагается установить. Впрочем, здесь уместно сказать и о том, что подобная мода почему-то пришла даже в Москву: 18 октября 2011 года памятник Иоанну Павлу II открыт в российской столице возле Российской библиотеки зарубежной литературы – по инициативе московской интеллигенции , оказывается. Уж не из состава ли тех, кто ранее фигурировал в СМИ в разное время в качестве рыцарей Мальтийского ордена и кто причастен к развалу СССР? Теперь и нам в Белоруссии трудно что-то возразить по этому поводу, если даже в Москве понимают важность таких поступков , – отмечает Геращенко.

И эта меткая ремарка белорусского автора, как это ни печально, отчетливо высвечивает, почему современная Россия морально уже не может опровергнуть притязания того же Александра Григорьевича на пальму первенства в Русском мире. Пусть Лукашенко заигрывает с папой римским, пусть проводит белорусизацию вкупе с транслитерацией на латиницу, пусть героизирует литовских рыцарей и польских землевладельцев – все равно возглавляемая им Белоруссия имеет явно не меньше прав претендовать на идеологически-духовное лидерство в Русском мире, чем та же современная Россия. Грустно это, однако.
Автор - Иван Гладилин
Информационный партнер новостей www.cheluskin.ru : km.ru
 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Кто на сайте

Сейчас на сайте находятся:
 186 гостей 

Поиск по сайту

Новое о "Челюскин"

О. Шмидт – Арктика.

Полярный поход парохода "Челюскин" 1933/34 года привлек благодаря своей особой судьбе внимание многих миллионов. Эта...

О. Шмидт - Советская работа в Арктике.

Пользуясь лучшими достижениями международной науки, советские исследователи совершенно по-новому поставили задачу овладения Арктикой. Они ввели...

О. Шмидт - О «Челюскин».

В 1933 году было решено повторить поход "Сибирякова" - вновь выйти для сквозного прохода Северным...

О. Шмидт - Состав экспедиции и команды парохода «Челюскин».

Подбор людей - важнейшая часть организации любого дела. Особенно это относится к экспедициям, в которых...

О. Шмидт - Переход. Ленинград - Копенгаген – Мурманск.

Переход до Мурманска конечно не является экспедиционным плаванием, но для нас он имел тогда существенное...

О. Шмидт - Мурманск - мыс Челюскин.

В этой статье мы не будем касаться подробностей плавания, которые с навигационной стороны освещены в...

О. Шмидт - Море Лаптевых и Восточносибирское.

Первая половина нашего пути заканчивалась у мыса Челюскина. Она прошла очень трудно. Что нас ждет впереди,...

О. Шмидт - Колючинская губа.

От мыса Северного "Челюскин" шел уже девяти-десятибалльным льдом, т.е. льдом, покрывавшим от 90 до 100...

О. Шмидт - Берингов пролив.

Дрейф кружил наш пароход. Несколько раз мы проносились мимо мыса Сердце-Камень и снова отодвигались назад...

О. Шмидт - Зимовка.

"Литке" ушел. И все же мы еще не знали наверное, зазимуем мы или нет. Ветер...

О. Шмидт - На льдине.

13 февраля сильное сжатие прошло через место стоянки парохода, и "Челюскин" затонул на 68° северной...

О. Шмидт – Итоги экспедиции «Челюскин».

"Челюскин" не вышел в Тихий океан, а погиб, раздавленный льдами. Тем не менее проход до...

Новое по мировой истории

Масленица - история и традиции

Масленица - история и традиции

Масленица – один из немногих языческих праздников сохранившихся после принятия...

Разрушительные стихии над Европой в начале XXI века

Разрушительные стихии над Европой в начале XXI века

Ранее считалось, что стихийные бедствия, происходящие на земле, имеют исключительно...

Иштван I

Иштван I

В 973 году правитель Венгрии, князь Геза, отправил к германскому...

Великий поход Мао Цзэдуна

Льстивая пропаганда не скупилась для своего вождя на хвалебные эпитеты:...

Местное управление в России XVII века

Местное управление в России XVII века

По сравнению с центральным местное управление имело более сложную структуру....

Приказы в России XVII века

Приказы в России XVII века

Центральное управление осуществляли приказы (общегосударственные, дворцовые,...

Состав Думы в России XVII века

Состав Думы в России XVII века

Члены Думы, являясь советниками царя по вопросам законодательства, и сами...

Боярская дума и характер законотворческой деятельности в России XVII века…

Боярская дума и характер законотворческой деятельности в России XVII века

В правление царя Алексея Михайловича система государственного управления, формировавшаяся с...

Приказная система управления в России XVII века в оценке историков

Приказная система управления в России XVII века в оценке историков

Оценка историками сложившейся к концу XVII в. системы управления, прежде...

Преемственность двух эпох

Преемственность двух эпох

Начиная с работ Г.Ф. Миллера, в исторической науке утвердился взгляд...

  • Cheluskin_vo_ldah_2.jpg
  • fig_2.jpg
  • photo.jpg
  • fig_1.jpg
  • esche_Lena.jpg
  • Cheluskin_vo_ldah_1.jpg
  • Stroitelstvo_Cheliuskin(Lena).jpg
  • Cheluskin_otplytie_iz_Leningrada.jpg
  • lager_SHmidta.jpg
  • 135.jpg